Страницы

четверг, 30 апреля 2020 г.

Александр Бушковский «Праздник лишних орлов»

Повесть Александра Бушковского «Праздник лишних орлов», несомненно, можно отнести к числу лучших образцов современной военной прозы. В канун 75-летия окончания Великой Отечественной войны мы вспоминаем писателей-фронтовиков: Константина Воробьева, Василия Гроссмана, Виктора Астафьева. В их произведениях кровь, горе, огонь, смерть и жизнь, предательство и верность - всё, что сопровождает любые боевые действия. Военные рассказы Бушковского не боевое фэнтези, а результат личного опыта, личного пути автора, его мучительных размышлений о сути войны. Он сам 15 лет отслужил в Специальном отряде быстрого реагирования при Министерстве внутренних дел Карелии, участвовал в обеих чеченских кампаниях, в штурме Грозного. Всего у него было пять длительных командировок в Чечню. Прошел путь до майора спецназа. Был контужен (минно-взрывная травма). Имеет боевые награды (медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и медаль «За отвагу»). Был уволен в запас по выслуге лет. Вся его биография тем более удивительна, что привела его к написанию настоящих, сильных и правдивых произведений. 
Книга «Праздник лишних орлов», представляющая собой сборник, вошла в список «Ясной Поляны». Помимо повести «Праздник лишних орлов», давшей название всей книге, вошли сага «Индейские сказки» и ряд рассказов.

понедельник, 27 апреля 2020 г.

Владимир Короткевич «Дикая охота короля Стаха»

Владимир Семёнович Короткевич (1930 – 1984) – белорусский советский писатель, поэт, драматург, сценарист и публицист, классик белорусской литературы. Является одной из наиболее ярких фигур в белорусской литературе XX столетия. Стал первым белорусским писателем, обратившимся к жанру исторического детектива.
«Дикая охота короля Стаха» - классическая готическая вещь, которую сейчас принято сравнивать с «Собакой Баскервилей». Да, здесь много совпадений – и эпоха, и попытка нечистоплотных соседей отжать у законных владельцев богатое поместье с помощью мистических «постановок» и даже болота, на которых и разворачиваются основные события.

четверг, 23 апреля 2020 г.

Холли Шиндлер «Тёмно-синий»

О Холли Шиндлер на русском языке удалось найти немного информации: закончила университет, получила филологическое образование. Давала частные уроки игры на фортепиано и гитаре, решила написать роман о подростках. Что и сделала – «Тёмно-синий» - её дебют. 
Тема заявлена серьёзная – шизофрения, тем более, что больна мать героини, а сама героиня – 15-летняя девочка, на чьи плечи свалился этот груз совместного с мамой существования. Родители девочки не абы какие, а с претензией – мало того, что дали ребёнку хипповское имя Аура, так и сами люди творческие, мама, например, художница. Всё мило, пока у мамы не обнаружилась и не стала прогрессировать болезнь. Все резко самоустранились – бабушки вообще сто лет назад поссорились с семьёй, как выяснится, и никак не проявляются, хоть и живут в этом же городе. Папа свалил в новую семью, предварительно строго наказав дочери следить за мамой и все её рецидивы подробно записывать в дневник (на кой чёрт, не поняла?..). А ещё маму нельзя кормить таблетками – а то не дай бог, утратит свой художественный дар и станет как все – здоровой серой личностью. А так будет как Ван Гог – сумасшедшей и гениальной. [Отвлекусь: голландский гений вообще упоминается в романе через страницу, словно и не было в мировой живописи вполне здравомыслящих творцов, не менее одарённых, чем Ван Гог. Шиндлер даже Сильвию Платт сюда приплела – французскую писательницу, прожившую свой короткий век в затяжной депрессии и покончившую в итоге суицидом. В результате Аура не хочет ни рисовать, хоть унаследовала мамины способности, ни писать, хоть учителя хором хвалят её сочинения. Видимо, кроме Ван Гога и Платт, иные деятели культуры ей незнакомы, потому как любая одарённость для Ауры – прямой путь в дурдом.]

понедельник, 20 апреля 2020 г.

Патрисия Данкер «Джеймс Миранда Барри»

Патрисия Данкер (род. 1951 г.) - английская писательница и критик. Изучала английскую литературу в Кембридже, была аспиранткой в Оксфорде, училась в Германии, ныне живет в Уэльсе, и преподает в университете. В своих произведениях исследует пограничные состояния человеческой души. Дебютный роман "Бред о Фуко" (1996) разошелся огромным тиражом, на русском его можно найти в электронном варианте; в бумажном - в 2005 издавался сборник Данкер «Семь сказок о сексе и смерти». В 2019 издательство «Синдбад» выпустило роман 1998 года – «Джеймс Миранда Барри». 
Это гремучая смесь из авантюрного, социального и исторического жанров. События начинаются в первой половине 19 века в Британии (а следом проходят в её колониях) и повествуют о первой английской женщине-враче, которая, однако, всю жизнь провела в мужском обличье да так успешно, что только вскрытие показало, кто есть кто. Самое любопытное, что данный персонаж – реально существовавшая личность, настолько засекреченная стыдливыми современниками (вот был шок у викторианского общества), что ничего о её жизни (кроме профессиональной) неизвестно. Доктора Барри, успешного хирурга и основоположника гигиены, посмертно объявили гермафродитом (ну не может полноценная женщина быть учёным) и поспешили забыть.

четверг, 16 апреля 2020 г.

Крейг Рассел «Аспект Дьявола»

Крейг Рассел (род. 1956) – шотладский писатель, работает в детективном жанре – неудивительно, учитывая тот факт, что в своё время Рассел успел поработать в полиции. Первая же книга - триллер «Кровавый орел» (2005) о полицейском Гамбурга Йене Фабеле стала бестселлером и получила несколько наград в области детективной литературы как лучшая книга о полиции. Сейчас о расследованиях Йена Фабеля Расселлом написано пять книг. Рассел интересуется немецкой культурой, любит Гамбург (архитектуру которого считает лучшим фоном для триллера) и изучает немецкий язык. Сам писатель живет с семьей недалеко от Глазго. 
Однако сюжет нового триллера разворачивается не в Германии, а в Праге. Правда, на дворе 1935 год – через четыре года гитлеровские войска захватят Чехию. Но уже в воздухе разлита атмосфера грядущих несчастий, что-то такое зреет: активизировались местные националисты, проснулась всеобщая нелюбовь к евреям, по городу прокатывается серия убийств в духе Джека-Потрошителя… Нынешнего серийного маньяка называют «Кожаным фартуком» (его, так сказать, спецодежда) и безуспешно ищут местные полицейские. Тем временем в местную психиатрическую больницу прибывает молодой специалист Виктор Косарек, ученик Юнга – работать в лечебнице «Орлиный замок», где содержатся шестеро опасных серийных убийц. У Косарека собственная теория об «Аспекте дьявола» - чём-то глубоко бессознательном (юнгинианец всё-таки!), что руководит злодеями. Этот аспект он и хочет вычленить, проводя опасные эксперименты над душегубами, потому как это, он полагает, поможет найти нынешнего неуловимого маньяка, орудующего на улицах Праги.

понедельник, 13 апреля 2020 г.

Микаэль Ниеми «Сварить медведя»

Микаэль Ниеми (род. 1959) – известный шведский писатель, поэт и драматург. Самую большую известность получил его роман «Популярная музыка из Виттулы», который «рассказывает о мире его детства - деревушке Паяле на самом севере Швеции, где люди живут не торопясь, в соответствие с издавна сложившимися устоями и традициями, и куда постепенно проникает цивилизация, меняющая и жизненный уклад, и отношения между людьми. Полная смешных и забавных ситуаций, книга написана живым, сочным языком. Герои Ниеми не стесняются в выражениях, но ведь это не сцены из жизни английских лордов…» (https://bookmix.ru). Книга переведена на многие языки, включая русский, и получила несколько литературных премий.

четверг, 9 апреля 2020 г.

Делия Оуэнс «Там, где раки поют»

Не знаю, видела ли писательница-натуралист Оуэнс черно-белый фильм 50-х «Колдунья», но когда я читала роман, всё мне напоминало об этой истории. Да и сама Делия на современных фото похожа на постаревшую Марину Влади как родная сестра, а её героиня Киа , слившаяся с природой настолько, что полностью выпала из социума, на Ингу из фильма. 
Делия Оуэнс (род. 1949), чей роман «Там, где раки поют» стал удачным дебютом благодаря, кроме прочего, ещё и автобиографическому моменту. У будущей писательницы было нестандартное детство с матерью из разряда тех людей, которых раньше считали странными и нелюдимыми, а теперь именуют интровертами. Всё детство Делия провела, по сути, в лесу: мама была убеждена, что природа, в любых своих проявлениях, для ребёнка – это лучшая компания. Тем не менее, Делии, в отличие от героини её будущего романа, удалось сохранить хорошие отношения с соседями и даже найти друзей. Позже Оуэнс закончила пару университов, получила специальность зоолога, вышла замуж за такого же любителя природы и долгое время изучала поведение животных в Африке, выпускала научные труды. Сейчас живёт в США и продолжает заниматься научными наблюдениями за животными.

понедельник, 6 апреля 2020 г.

Мария Галина «Гиви и Шендорович»

Мари́я Семёновна Га́лина (род. 1958) — советский и российский биолог, поэтесса, писательница-прозаик и фантаст, критик, переводчик. Кандидат биологических наук. Лауреат Большой премии «Московский счёт» (2006). 
Трудно определить жанр основных художественных произведений Галиной – это и фантастика, и фэнтези, и магический реализм. Не устаю поражаться размаху фантазии писательницы. 
Эту книгу я читала в феврале в больнице и очень веселилась - а поводов для веселья у меня было очень мало. Даже пейзаж за окном был постапокалептический: заваленные снегом гаражи, которые никто никогда не посещал, кроме ворон, чёрная железная дорога, по которой периодически двигался черный состав, белая снежная пустыня и белые горы на горизонте. Чудесная ироничная фантасмагория в духе «Тысячи и одной ночи», стилизованная под арабские сказки, здорово отвлекала от несмешной действительности. Не мешало даже то, что, в сущности, роман можно было превратить в сборник рассказов – Галина много чего поместила в один сюжет; периодически разные герои рассказывают свои истории, настолько занимательные, что погрузившись в них, с трудом потом возвращаешься в основной сюжет.

четверг, 2 апреля 2020 г.

Джек Лондон «Алая чума» («Красная смерть»)

Вот лишнее доказательство, что классика не стареет никогда. В начале 20 века американский писатель, в общем-то, далёкий в своём творчестве от антиутопии – большинство его произведений написано в жанре приключений и социальной прозы – написал повесть о пандемии, полностью перевернувшей цивилизацию.
Повесть я прочитала поздно – она входила в программу обязательного чтения в университете – и она меня просто поразила такой непохожестью на «классического» Лондона (с его золотоискателями и просто искателями лучшей жизни) и беспросветным пессимизмом. Последнее неудивительно – пройдёт четыре года и писатель сведёт счёты с жизнью.