Страницы

среда, 28 февраля 2024 г.

Антон Секисов «Комната Вагинова»

Антон Секисов родился в 1987 году в Москве. Учился в Московском государственном университете печати по специальности редактор. С 2012 года работал редактором и журналистом в изданиях «Российская газета», «Свободная пресса», «Русская планета», русскоязычном Livejournal. Публиковался в литературных журналах, автор рассказов, повестей и книг «Кровь и почва», «Бог тревоги», «Комната Вагинова», «Зоны отдыха». Секисов неоднократно номинировался на различные премии. Живет в Москве.
«Комнату Вагинова» критики относят к «петербургскому тексту», что объяснимо – действие происходит в культурной столице, и триллеру с элементами черного юмора, что, на мой взгляд, весьма спорно. Просто полудетективная линия «Комнаты…», весьма неторопливая и никак не жесткая, на триллер не тянет, юмор в романе классный, но, слава богу, не черный, а скорее, ироничный.

среда, 21 февраля 2024 г.

Тан Тван Энг «Сад вечерних туманов»

[Из архива 2019 года] Тан Тван Энг (1972 г.р.) – малайзийский романист, живёт в Кейптауне. По образованию – адвокат, закончил юридический факультет Лондонского университета. Его дебютный исторический роман «Дар вызывать дождь» (2007 г.) был включен в лонг-лист Букеровской премии. Второй роман «Сад вечерних туманов» (2012 г.) был удостоин Азиатской Литературной премии в номинации «Лучший роман» и премии Вальтера Скотта в номинации «Исторический роман».
«Сад вечерних туманов» (перевод 2017 г.) - роман о событиях, происходивших в Малайзии во времена Второй Мировой войны и после неё. Рассказан настолько искусно, что не сразу открывается вся картина происходящего. В стиле восточной мудрости. Читается легко и понятно. Остаётся ощущение, будто ты наблюдал за порханием бабочки над цветком. Бабочка уже давно улетела, а в памяти продолжают всплывать различные нюансы: и воздушность движения, и красота цветка, и причудливость узора крыльев бабочки, и аромат бутона…

среда, 14 февраля 2024 г.

Уинни М. Ли «Соучастники»

Уинни М. Ли – писательница и активистка, работавшая в творческой среде на трех континентах. Американка тайваньского происхождения, выросшая в Нью-Джерси, Уинни изучала фольклор и мифологию в Гарварде, а затем ирландскую литературу. Она продюсировала независимые художественные фильмы, разрабатывала проекты, связанные с экотуризмом, а также позднее получила степень магистра с отличием в области творческого письма в Голдсмитс-колледже [информация с сайта Лайвлиб]. «Соучастники» - второй роман писательницы, первый - "Темная глава" стал премиальным. Уинни также является соучредителем фестиваля "Чистые линии", посвященного проблемам сексуального насилия.
В сущности, у «Соучастников» два основных посыла. Первый о том, что в основе любого успешного проекта лежит огромный – и недооценённый - труд целой команды людей (помощников, ассистентов), а плюшки в виде большого гонорара и славы достаются исключительно верхушке руководителей. Второй – тема харрасмента, то есть сексуального домогательства на работе, и неравных условий для женщин и мужчин, когда первым приходится разрываться между семьёй и работой, а перед вторыми такой вопрос в принципе не стоит.

среда, 7 февраля 2024 г.

Борис Лейбов «Мелкий принц»

Борис Валерьевич Лейбов (1983 г.р.) – современный писатель, социолог, сценарист. Родился в Москве, окончил Высшие кинематографические сценарные курсы, изучал социологию в Университете Глазго. Живет в Израиле. Публиковался в различных литературных журналах, включая российские; лауреат и номинант нескольких премий. Автор романов «Лилиенблюм», «Дорогобуж» и сборников короткой прозы.
Если «Дорогобуж» можно отнести к жанру антиутопии, а «Лилиенблюм» - психологического романа, то «Мелкий принц» - это автофикшн, то есть нечто среднее между мемуарами, биографическими эссе и социальной прозой. Лейбова уже успели сравнить с Буниным, а «Мелкого принца» - с «Жизнью Арсеньева» - прежде всего за богатый, образный язык и тему взросления на фоне перелома эпох.
…Школьник Боря живёт с интеллигентными родителями в Подмосковье, есть у него и бабушки с дедушками, и школьные приятели, и дворовые компании – типичное детство советского ребенка с типичными проблемами. Всё однажды перевернётся с ног на голову, когда грянут девяностые, папа-инженер резко превратится в бизнесмена, а Борис окажется сначала на Кипре, а потом – во Франции. Всё стало абсолютно другим – от пейзажа за окном и языковой среды, до менталитета окружающих. В курортных городах (хоть забугорных, хоть отечественных) хорошо отдыхать, а вот жить – не всегда. Борис не просто живет, но и учится, и надо выстраивать отношения с новыми одноклассниками и привыкать к новым учителям, а так же к новым требованиям. Школа, общежитие, девочки, друзья и редкие встречи с родственниками… (Про требования, кстати: меня, так же, как и юного Бориса, просто сразили результаты задания по литературе «описать необычайное происшествие, случившееся с тобой». То, за что будущий автор получил в европейской школе «2», в русской – и вполне заслуженно! – выдвинуло его бы на областную олимпиаду по литературе. Это про менталитет, способность к образному мышлению, начитанность, пресловутую духовность и тому подобное…).