Страницы

вторник, 22 апреля 2014 г.

Валерий Попов «Плясать до смерти»

Приведу слова Дмитрия Быкова о книге и ее авторе, потому что я с ними полностью согласна: «Валерий Попов с первых книг предстал прозаиком первого ряда - точным, мгновенно узнаваемым, милосердным без назидательности, насмешливым без цинизма, умным без умничанья. С годами его книги становились все откровенней и страшней, но такой обжигающей прозы, как роман "Плясать до смерти", в России за последние годы не появлялось. Больше месяца я не мог думать ни о чем другом - и боялся написать автору о своей благодарности и сострадании: любые слова оскорбительны для этой книги, навсегда меняющей вашу жизнь».
В центре повествования – судьба единственной дочери автора, которая в возрасте за 30 умерла от последствий алкоголизма. Автор рассказывает о своей беде, так, как рассказывают о себе случайному попутчику, все без утайки, ничуть не приукрашивая действительность. При этом он не пытается «загрузить» своими проблемами и вызвать жалость, его взгляд - словно со стороны. На мой взгляд, эта книга заставляет задуматься о себе, о своем отношении к родным и близким.
Книга вошла в список финалистов литературной премии «Большая книга» 2012 года.

Кому нужны такие пляски?

Прочитала книгу не отрываясь, а потом целую неделю болела. Попробую объяснить – почему. Автор, действительно, мастер слова. Читается книга легко и интересно, но закрыв последнюю страницу, понимаешь, как глубоко ты погрузился в состояние безысходности. Эта книга для меня не художественная литература: где здесь вымысел и фантазия? Это семейная драма, очень личная и правдивая история, но не художественная литература.
Несколько слов о сюжете. Есть, к сожалению люди, которые рождаются с заложенным в них механизмом самоуничтожения, и никакие хорошие родители ничего не могут поделать с этим. Они вынуждены смотреть на короткий скорбный жизненный путь своего ребенка. Трудно сказать, почему такое происходит, но это кошмар. Хлеще любого фильма ужасов - потому что это жестокая правда! Я очень сочувствую автору, ведь это именно он главный герой книги, рассказывающий о своей дочери-алкоголичке, но не понимаю, зачем эту историю нужно рассказывать всему миру и называть романом?!
Сначала я даже думала, до какого отчаяния доведен этот человек и не нужна ли ему помощь, но, как оказалось, Валерий Попов не впервые использует такой «художественный ход» воздействия на читателя. У него есть еще повесть «Комар живет, пока поет», которая рассказывает о последних днях жизни отца, и повесть "Третье дыхание" об алкоголизме жены.
Надо сказать, что книга «Плясать до смерти» вызвала противоположные мнения даже в нашем коллективе. Поэтому, я решила посмотреть отзывы о книге в интернете. Не одна же я такая? Оказывается – не одна. Есть отзывы еще хлеще, посмотрите, например, здесь. Поразило, что этот отзыв вызвал шквал гонений на его автора. К ней даже пришли люди с претензиями, что все не так, «автор человек хороший, и мы его знаем лично». Но ведь в том-то и дело, что история эта очень личная, и выставляя ее для всех, автор должен быть готов и к отрицательной реакции. Смешно было читать один отзыв, где женщина писала, что тоже потеряла ребенка, и эта книга ей очень помогла. Поверьте мне – это полный бред! Чем она может помочь?
И глупо сравнивать эту книгу с настоящей литературой, например с «Анной Карениной». Там во всем – ЖИЗНЬ, есть поступки, чувства, герои, а здесь? Жутко становится от такого папаши. Всю жизнь рядом с ним надо держать ухо востро – будет, как говорят молодые, «засаживать» своих близких постоянно. Как тут не спиться? 
В книге, конечно, цепляет сам сюжет, но смерть не может не цеплять. Это беспроигрышный вариант. Кто не рыдал в детстве над бедной Му-му? Собачку жалко! Герасим ее взял и утопил, вот и здесь, по сути, тоже самое. Тогда и Му-му должна быть великой книгой. А мастерство автора должно выражаться еще и в том, чтобы цепляло меня не только такими провокационными сюжетами. 
И приведу еще пару отзывов солидарных со мной людей.
«Книжка вышла в 12-м году и бестселлером не стала - так что, надеюсь, я права. Сильные эмоции при прочтении, я настаиваю, не равняются сильному произведению. Недостаточно просто вызвать эмоции, важно - что это за эмоции. а они могут быть рвотные – например».
«Читала Попова полгода назад и недоумевала, какое отношение к литературе имеет эта мерзость. Покаянием, действительно, и не пахнет. Книжонка в духе "Пусть говорят" и прочих шоу-ковыряний в дерьме. Пафос выступления как бы писателя Попова: "И тут выхожу я весь в белом". 

Мне нужны такие пляски!

Вот читаю отзывы про «Плясать до смерти» - «мерзость», «Пусть говорят» и т.п. и т.д. – но это отзывы о чем угодно, только не о романе Попова. Увы, это роман, это литература, а не статья из «Каравана историй», как представляется некоторым. Удивительно, что достоинств книги не заметили вроде бы начитанные взрослые люди. Почему личная трагедия не может стать художественным произведением при соответствующей подаче материала – а кто может отрицать талант Попова как писателя, стилиста, рассказчика? Вот увидели грязь, а не увидели горя, того горя, которое художник может пережить только одним путём – с помощью своего искусства. И никто не вправе указывать ему, смеет ли он это делать или нет. Книга Попова – это и есть ПОКАЯНИЕ. Раскаяние, обнажение - если хотите – язв души (и тела) ещё со времён Достоевского позволяет настоящему писателю выплеснуть на страницы всё, что так противно иногда читать – и это всё в стилистике русской литературы, нравится нам данный факт или нет. Так же, как и алкоголь – вполне в стилистике русской жизни. А литература, как мы помним из школьной программы, эту самую жизнь и отражает…
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке, библиотеке № 2, городской детско-юношеской библиотеке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий