Страницы

понедельник, 23 ноября 2015 г.

Екатерина Дмитриева, Ольга Купцова «Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретённый рай»

Феномен русской усадьбы отразился в разных культурных аспектах: от научных трудов, искусствоведческих альбомов до художественной литературы. Усадебная культура – понятие исключительно русское, не имеющее аналогов за рубежом. Поразителен тот факт, что явление усадебной жизни, так вдохновившее потом легион литераторов и художников на безусловные шедевры, имело в основе своей не совсем радостные причины. Как правило, в усадьбе русский дворянин оказывался на ПМЖ в трёх случаях: 1) при финансовой невозможности вести жизнь в городе 2) государство было им (дворянином) недовольно и попросту ссылало в родовое гнездо 3) дворянин был сам недоволен государством и добровольно удалялся из столиц в знак, так сказать, личного протеста. Только в конце 19 века возникло такое явление, как дача и дачники…
И это затворничество, абсолютное отдаление от бьющей где-то в Европах и обеих столицах России ключом культурной жизни, вдруг давало могучий толчок художественным натурам: один Пушкин, запертый холерой в Болдине и царём в Михайловском, чего стоит! А Бунин, сюжеты рассказов которого почти все проходят в усадьбах и «тёмных аллеях», Чехов с «Вишнёвым садом», «Дядей Ваней», «художник русской усадьбы» поляк Станислав Жуковский, художник Константин Коровин со своим Охотино, подарившим нам не только замечательные картины, но и мемуары, Репин и Пенаты, Блок и Шахматово, Толстой и Ясная Поляна и ещё целая когорта творцов, известных и не очень. Книга «Жизнь усадебного мифа…» построена, несмотря на свою научность, очень увлекательно. Авторы объяли необъятное: здесь и экскурс в садоводческое и парковое искусство, анализ усадебных театров и праздников, подробнейшее описание уклада усадебной жизни вообще: от законов гостеприимства и «правил» усадебного романа до классификации усадебных привидений. Одни подзаголовки глав чего стоят: «Как поссорился английский садовый стиль с французским»», «Аллея любви», «Эротический лабиринт», «Страшные места русских усадеб», «Угощение усадьбой», «Литературная Аркадия» и т.д.
Но самое интересное – это т.н. гипертекст, «текст в тексте»: обильные цитаты из художественных произведений и мемуаров на тему усадебной жизни. Именно здесь я открыла писателя А. Кондратьева и ещё ряд имён русских писателей и произведений, которые мне захотелось прочитать/перечитать. И главное – стиль изложения: не заумно-нудный, но и не поверхностный. Мне кажется, книга будет интересна и любителям читать о русской истории и культуре, и тем, кто любит русскую классику.
P.S. Кстати, про усадебный роман – по законам жанра он не должен был иметь продолжения и никаких тебе свадеб в конце! Вырванный из антуража: сирень, соловьи, романтические сумерки, роман, подобно курортному, из которого исчезает солнце и море, неизменно умирал. Выхода из русского усадебного романа два и оба трагические: 1) расставание 2) смерть одного из героев. В последнем случае можно зависнуть в виде местного привидения в тёмных аллеях и тем продолжить миф о русской усадьбе…

Комментариев нет:

Отправить комментарий