Страницы

пятница, 29 апреля 2016 г.

Джесси Бёртон «Миниатюрист»

Джесси Бёртон – британская актриса, а теперь и писательница. «Миниатюрист» - её дебютный роман, оказавшийся очень успешным – в Британии получил премию в номинации «Книга-2014» и был переведён на несколько языков. В России «Миниатюрист» был куплен издательством «Эксмо» и вышел сразу в двух изданиях – в расчёте на то, что эта нашумевшая новинка наверняка окупится. Скорее всего, и окупилась. Хотя для меня так и оказалась загадкой причина шумихи, поднятой вокруг среднего дамского романа.
… Сюжет начинался очень заманчиво: Амстердам, 16 век, в дом богатого бюргера Йохана Брандта из провинции приезжает юная жена Нелла – мужа она в глаза не видела, вышла замуж заочно – оказывается, была такая форма регистрации брака в просвещённой Европе. В качестве приданого привезла вагон иллюзий: жизнь в столице, богатство, любящий муж, в перспективе – куча детишек, светская жизнь… Из всего «намечтанного» в реальность воплотилось только богатство, а мы помним, что «богатые тоже плачут»: муж оказался абсолютно равнодушным, пропадающим сутками по своим купеческим делам (и это ещё не самое страшное в его буднях, как выяснится позже), в доме живёт и командует незамужняя золовка, да и светская жизнь что-то совсем не весёлая, а возможность забеременеть вообще оказалась химерой...
…Оказывается, была среди богатеев в Голландии в те времена такая мода: заказывать кукольный дом – точную копию собственного и тратить деньги, наполняя его такими же мини-копиями личного интерьера: мебелью, утварью и т.п. Дом населяли мини-фигурки всех домочадцев, от хозяев до прислуги и домашних животных. Получила такую игрушку, вместо нормальной супружеской жизни, и Нелла. Забавляясь, от обилия свободного времени и безделья, расстановкой дорогих бирюлек, она замечает, что события в кукольном доме провоцируют несчастья в настоящем…
Вот здесь вроде и забрезжило что-то интересное, которое, как выяснится, ни во что не выльется в финале… Бётон накрутила кучу сюжетных линий, из которых не завершила толком ни одной. Кто такой (такая?) миниатюрист, для меня так и не прояснилось. Кто переставлял фигурки в кукольном доме, известно, видимо, только автору, но она об этом умолчала. Загадочная белокурая женщина, мозолившая глаза читателю и Нелле с первых страниц, так и останется загадкой. Мотивы поступков героев тоже туманны. Непонятна совершенно любовная история сестры Йохана, куда испарился её возлюбленный – тоже, сама Нелла ведёт себя в критических ситуациях (например, в суде над мужем, где выступала свидетельницей) странновато. Что хотела всей этой историей сказать Бёртон – что в любом на вид благополучном семействе шкафы набиты скелетами – а здесь и недозволенные страсти и внебрачные дети? Что чаще всего предают самые близкие люди? Что плоть слаба? Почему редакторы радостно пустили этот опус в печать, вместо того, чтобы сказать «допишите, девушка, это пока черновик чего-то»? Роман – сплошная загадка, может, кому-то понравится, у меня он вызвал только недоумение. 
Книгу можно взять в библиотеке семейного чтения

Комментариев нет:

Отправить комментарий