Страницы

понедельник, 13 марта 2017 г.

Мария Кикоть «Исповедь бывшей послушницы»

Это исповедь реальной молодой женщины, достаточно успешной до того, как она стала послушницей в женском монастыре. У Марии была собственная фотостудия в центре Москвы, работа приносила хороший доход. Героиня очень много читала, ей нравились книги по истории, философии, или «просто серьезные книги, заставляющие думать». Ее интересовали вопросы: что такое жизнь? что такое смерть? есть ли Бог? Увлекалась буддизмом, Цигун. Однажды Мария отправилась на соляное озеро Эльтон поснимать пейзажи и остановилась в Каменно-Бродском Свято-Троицком мужском монастыре Волгоградской области, в котором даже некоторое время поработала поваром. Здесь к автору попала первая православная книга в ее жизни. Она стала ходить в храм, причащаться. У нее изменился образ жизни, возникла мысль отдать себя религиозному служению.
В книге Мария описывает свою жизнь в роли послушницы в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в Калужской области. В своем повествовании М. Кикоть показала, как изменяется ее настрой: от оптимистичного воодушевления, с которым она приехала в монастырь, до полного разочарования. Жизнь в монастыре оказалось совсем не той, о которой она читала в православных книгах. Люди, живущие здесь, очень много работают, распорядок дня был полностью расписан, практически не было свободного времени, питание очень скудное (в основном это просроченные продукты). Меню сестер очень сильно отличалось от меню Матушки, у которой был личный повар.
Здесь было тяжело не только физически, но и морально. В монастыре царило единовластие, вся власть была сосредоточена в руках игуменьи Николаи, которая навевала на всех страх и поддерживала жесткую дисциплину. На любой шаг влево или вправо нужно было обязательно получить «благословение» Матушки. В монастыре было развито доносительство, которое называлось «откровением помыслов Матушке», постоянная слежка друг за другом. Общение и дружба были запрещены, поэтому здесь господствовало одиночество и равнодушие. Здесь не было сострадания, нельзя было помогать друг другу. 
«Исповедь бывшей послушницы» - это автобиографическая повесть, в которую введены реальные люди, что еще раз говорит о возможной достоверности. Она написана доступным языком. Произведение навевает грусть, переживания. В душе зарождаются сомнения, а все ли так благожелательно и хорошо в монастырской жизни, как иногда нам преподносится. 
Я советую прочесть книгу всем, кто не боится взглянуть на религиозное служение под другим углом зрения.

***

Повесть я прочитала и осталась при неоднозначном впечатлении. С одной стороны, главный вопрос стоит примерно так: а зачем в 21 веке вообще институт монашества?.. Во имя чего существуют монастыри, типа описанных, которые, как чумы, сторонятся тех, кого призваны спасать – наркоманов, бомжей и прочих асоциальных личностей? Никто не хочет возрождать и перевоспитывать подобных персонажей, учить неграмотных, лечить болящих. Зато зачем-то собирается общество вполне благополучных, в бывшей мирской жизни, женщин и успешно деградирует в атмосфере тупого тяжелого физического труда, доносительства, равнодушия и унижения? Ради какого-то мифического «смирения»? Но, как справедливо заметила одна из рецензентов в интернете, в обычной, мирской жизни, поводов для смирения и духовного подвига выше крыши. Можно бесконечно смиряться среди хамов на улице, в родном рабочем коллективе, в кабинетах чиновников и собственной семье. Или податься в волонтеры в хоспис - так же бесплатно, тяжело морально и физически и вполне душеполезно… И совершенно необязательно при этом недоедать, недосыпать и круглосуточно жить среди явно психически нездоровых людей и к тому же полностью зависеть от них.
С другой стороны, меня очень удивляла героиня повести. Может, мне сама идея богоискательства и смысла жизни чужда, но в конкретном случае Кикоть я не могла отделаться от мысли, что причина метаний Марии – эндогенная депрессия. Это то, что в простонародье обозначается как «с жиру бесится». Москвичка из обеспеченной благополучной семьи, не урод, не инвалид, с собственной студией в центре столицы, творческой профессией, достаточно зарабатывающая на жизнь - для того, чтобы искать себе приключений в индийских ашрамах и тибетских монастырях – вдруг в 28 лет вбивает себе в голову, что разгребать навоз где-то в зачепыжново и «смиряться» перед амбициозной неврастеничкой и её кликой – это то, чего, оказывается, богемной девушке не хватало. Всё было, а вот «исконно-посконного» - нет ещё. Порхала в дизайнерских платьях среди фотомоделей, путешествовала по миру - теперь носит ветошь, глотает «колёса» (нервы сдают) и считает за счастье ссылку в глухой коровник -подальше от «сестёр» с Матушкой во главе. Выросла духовно, ничего не скажешь. Ещё повеселил момент - чуть что, 30-летняя девица звонит «на волю», маме – то чаю с сахаром пришли, то увези меня отсюда. И мама послушно и посылки шлёт, и водителей с машинами. 
На сегодняшний день Мария, судя по вестям из интернета, вполне благополучно живёт в миру, вроде продолжает фотографировать, теперь вот и прославилась к тому же. 
Если подвести итог, по мне, что Матушка с её православным концлагерем, что Мария - обе друг друга стоили, не зря их, наверное, судьба и свела. Жалко было только монастырских детей - тех, кто благодаря матерям, которым приспичило стать монашками, чуть ли не с грудного возраста живут в некоем подобии детского дома при монастыре - со всеми прилагающимися: постами, бдениями, молитвами и т.п., без вариантов, до 18 лет. А потом чаще всего и остаются там же, т.к. для жизни в социуме, то бишь в миру, совершенно не приспособлены…

Комментариев нет:

Отправить комментарий