Страницы

среда, 24 мая 2017 г.

Патрик Несс «Голос монстра»

Патрик Несс родился в 1971 г. в США семье сержанта-инструктора строевой подготовки. Учился в Лос-Анджелесе, где изучал английскую литературу в Университете Южной Калифорнии. В 1997 году он опубликовал свой первый рассказ в журнале Genre, а в 1999, работая над первым романом, переехал в Лондон. Несс изредка преподает литературное мастерство в Оксфорде, пишет критические статьи и работает над своими книгами. Опубликованы два его романа для взрослой аудитории и подростковая серия «Поступь хаоса». На данный момент Патрик Несс продолжает творить, однако его произведения сейчас не издаются на бумаге (лишь в виде электронных книг).
«Голос монстра» вышел в 2011, за роман Несс был удостоен медали Карнеги, а иллюстратор Джим Кей - медали Гринуэй в 2012 году от Королевского института библиотечных и информационных работников. «Голос монстра» - единственная книга, иллюстратор и автор которой были удостоены обеих наград одновременно.
Глядя на обложку и название романа, можно подумать, что перед нами очередное детско-подростковое фэнтези с покушениями на триллер, однако, начиная читать, понимаешь, как обманчиво оформление и отсыл к подростковой аудитории. Книга страшная (не смысле ужастика, об этом ниже) даже для взрослого, и как-то слабо я представляю ребёнка, переварившего без последствий этот текст. Сюжет опасный в смысле возможности скатиться в конъюктуру и дешёвую сентиментальность: ребёнок, не желающий смириться с неизбежной смертью матери, больной онкологией. 
Обстоятельства осложняются тем, что герой, 12-летний Конор, абсолютно одинок в своём горе: родители давно в разводе, папаша нашёл и новую жену и новую страну для жизни и сделал себе нового ребёнка – для «старого» нет ни времени, ни эмоций, ни сил. Есть молодящаяся бабушка (с маминой стороны), холодная, как айсберг, в доме которой, больше похожим на музей антиквариата, «в случае чего», Конору придётся жить – к ужасу и неудовольствию обоих, кстати. В школе ещё хуже – все в курсе происходящего, учителя жалеют Конора и прощают всё (опоздания, прогулы, не сданные вовремя работы) и эта жалость ужасна: половина одноклассников, не понимая, как с ним себя вести, шарахаются, как от чумного, другая половина третирует «особенного» именно за то, что особенный. 
Свято место пусто не бывает – и тут появляется нечто, что похоже на ходячее ожившее дерево, чтобы побеседовать с мальчишкой, с которым не разговаривает никто. Это тисовое дерево, которое видно из окна родительской квартиры Конора. Интересно выбран вид зелёного монстра: тис растёт медленно, может прожить тысячу лет, древесина прочная и вечная, никогда не гниёт. И главное – тис весь, от корней до последней хвоинки, страшно ядовит и одновременно лечебен, как это часто бывает. 
Древесное чудище пунктуально не по-человечески – появляется строго в семь минут либо после полдня, либо после полуночи. Прорастает корнями, ветками, просыпается хвоей, ягодами, шишками и семенами везде, где бы мальчишка не находился в данное время. И рассказывает Конору полусказки, полупритчи, из которых слушатель должен делать определённые выводы. Удивительно, что герой совершенно не боится своего зелёного визитёра – реальность, в которой Конор существует, страшнее. Смысл этих бесед в том, чтобы научить ребёнка жить/выживать в сложившихся обстоятельствах, никого не обвиняя и не мучаясь сознанием собственной вины, принимать правду и говорить правду, не обманывать себя и других. Пережить, отпустить и жить дальше. Осознать, что нет злодеев и праведников, в человеке намешано всего; что главное – не мысли, а поступки. Что это нормально – в глубине души желать смерти измученному, искалеченному человеку, чтобы уж в конце-концов освободить и его и себя от ежедневных, ежеминутных страданий... И язык не поворачивается назвать это эгоизмом.
До конца не понятно, что это было: то ли кошмары, то ли галлюционации, то ли подсознание Конора подобным образом спасало психику подростка от навалившейся реальности. Очень неоднозначная книга, очень серьёзная. Может, стоит читать это родителям вместе подростками, чтобы обсуждать? Чтобы подобные темы им объясняли всё-таки близкие люди, а не деревья?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий