Страницы

среда, 18 июля 2018 г.

Михаил Сельдемешев "Ловцы желаний"

Даже не знаю, почему взяла эту книгу. Может быть, потому что на обложке написано «Серия остросюжетной прозы». Автор мне не знаком и это единственное его произведение в нашей библиотеке. Информации в Интернете немного. Михаил Михайлович Сельдемешев – современный российский прозаик, автор романов в жанрах остросюжетной мистики и приключенческой фантастики. Родился и вырос в городе Кызыл (республика Тува) в 1971 году. В 1988-1993 годах учился в Томском политехническом университете. Затем переехал в Новосибирск. В 2001 году состоялся писательский дебют. Новосибирское книжное издательство опубликовало небольшим тиражом остросюжетный мистический роман «Возвращение в Зелёные Камни». Книга привлекла внимание, так как это философский триллер о попытке исследования человеческой души и её потаённых тёмных сторон. И в 2006 году состоялось переиздание, но уже под названием «Ловцы желаний» издательством «Молодая гвардия».
Эпиграфом к своему творчеству Михаил Сельдемешев взял фразу: «Реальность придумана в отместку воображению…» 
Итак, «Ловцы желаний». Просто начала читать – и увлеклась. Не люблю фэнтези, фантастику – чудес в жизни и так хватает, чтобы ещё тратить время на чужие выдумки. А тут... 
Произведение состоит из рассказов-историй, наполненных мистикой. Их объединяет место – крутая тюрьма Зелёные Камни для особо охраняемых преступников. Само место – зловеще-мистическое – небольшая четырехэтажная крепость с одиночными камерами, окруженная болотами и трясинами со всех сторон с одной-единственной дорогой. Действия происходят в дореволюционной России. 
Сюжет незатейлив. Один очень популярный в Петербурге писатель Жорж Капустин решил совершить экскурсию в это зловещее место. Дабы вдохновиться, начерпать сюжетов и создать свой очередной шедевр. Ему в проводники достался доктор Яков Михайлович Савичев, который долгое время работал в этой тюрьме – лечил заболевших, занимался психиатрией и был свидетелем и участником происходящих мистических событий. Будучи экскурсоводом, он рассказывал пережитые события, а писатель записывал их как рассказы. И если первые два рассказа развенчивают мистику, оказавшись хитро продуманной игрой персонажей, использующих человеческие слабости и пороки, то третий рассказ – чисто мистика. Особенно когда главный злодей Фокусник, «телепортировав» одного из заключенных, убив начальника тюрьмы, растворяется сам в неизвестном направлении на глазах кучи народа. Но это – только разминка. Дальше начинается настолько увлекательное путешествие по глубинам человеческой психики, что невольно задумываешься. 
Видимо, у Михаила Сельдемешева своя жизненная философия, которая заключается в том, что истинные психопаты-извращенцы имеют приличный, социально одобряемый вид и полное отсутствие совести, жалости и раскаяния. Мне так увиделось. 
Последний, но основной рассказ романа о том, как извлекаются на свет чужие грехи. Этим занимается жуткий дух Медлес. И он ищет себе преемника, потому что сильно устал от всего этого. Но, дело в том, что преемник должен быть ещё грешнее, кровожадней и бездушней. А попадаются не очень-то подходящие персонажи - их грехи не в убийствах, а в невольном содействии этому. В результате, всё-таки, находится достойный преемник, который готов к каждому следующему клиенту найти индивидуальный подход. 
Жаль, что кроме мистического романа «Ловцы желаний» (2001 г.) и фантастического романа «Чёрный оазис» (2005 г.) у Михаила Сельдемешева ничего не публиковалось. 
Закономерная, но всё же, потрясающая концовка книги. Думаю, что роман «Ловцы желаний» понравится всем – и любителям мистики, и любителям детективов, и любителям серьёзной хорошей литературы. 

P.S. Редакторов блога 

Совершенно изумительная, незаурядная вещь – Сельдемешев не похож ни на кого и действительно жаль, что, похоже, больше ничего не публиковалось у этого автора. Информации о писателе практически никакой и даже закрадывается сомнение – а жив ли он вообще на сегодняшний день?.. Надеюсь, что жив и здравствует и порадует ещё своим творчеством. Хочу отметить ещё такой момент – почему-то всегда было принято восхищаться акунинскими литературными поделками под 19 век (романы о Фандорине, Пелагее и т.п.), мне же его стилизация языка под русских классиков всегда казалась ремесленничеством, причем самого примитивного пошиба – это как раньше на прикроватных ковриках малевали «Трёх богатырей» - где тряпочка, а где Васнецов, спрашивается… Хотя коня – 3 шт., мужика – 3 шт. и ёлки на переднем плане и дырку на обоях закрывает, что не так-то?.. Для многих – одно и то же, как и Акунин со своими текстами, щедро нафаршированными всякими «повелевать соизволили», «да-с, нет-с» и прочими ужимками и прыжками «милостивых государей». Чтобы понять разницу, надо читать (и понимать) русскую классику в масштабах, превышающих школьную программу. И иметь дар стилизации, которого у Акунина, простите, и в помине нет, а вот у Сельдемешева – есть. Если кто-нибудь мне сказал, что «Ловцы» написаны, допустим, Куприным – не усомнилась бы ни разу. 
Роман действительно заинтересует и любителей «дореволюционных» сюжетов и любителей мистики и тех, кому любопытна психология человеческого поведения – это если о содержании и тех, для кого важен язык текста – это о стиле. 
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке

Комментариев нет:

Отправить комментарий