Страницы

среда, 5 июня 2019 г.

Александр Ратнер «Тайны жизни Ники Турбиной («Я не хочу расти…»)

Александр Ратнер (1947 г.р.) — днепропетровский писатель, поэт, переводчик классической и современной украинской поэзии. Лауреат многочисленных конкурсов и премий, член Национального Союза писателей Украины с 1988 года. Недавно он стал одним из лауреатов международной литературной премии имени Эрнеста Хемингуэя за книгу «Тайны жизни Ники Турбиной». «Тайны…» написаны на основе семейного архива Турбиных (автор довольно хорошо знал мать и бабушку юной поэтессы) и многочисленных интервью практически всех, кто общался с Никой. Сам процесс написания книги занял 13 лет.
…Люди моего поколения (45-50 лет) прекрасно помнят этот персонаж, о котором тогда только ленивый не писал – Нику Турбину. На заре перестройки появилась девочка-вундеркинд, писавшая не по-детски философские стихи. Стихи оказались в «Комсомольской Правде», газете с миллионными тиражами, и на следующий день ребёнок проснулся знаменитым. Это была хорошенькая, как кукла, 9-летняя ялтинская школьница с умными глазами, цветаеской прической и ахмадулинской манерой декламации. То, что случилось потом, сама взрослая уже Турбина охарактеризует крыловской цитатой «по улице слона водили». С невиданной мощью заработала рекламно-пропагандистская машина, призванная доказать всему миру, что только советская система способна рождать юных гениев такого масштаба. Размах происходящего даже не снился нынешним победителям всевозможных детских конкурсов: Ника собирала стадионы, издавалась (и раскупалась) огромными тиражами, её популярность перешагнула границы страны. Маленький ребенок к тому же легко запоминал наизусть километры текста и абсолютно не боялся выступать перед аудиторией. Её активно опекал Евгений Евтушенко и был, по сути тем, что теперь именуется продюсером. 
Потом вся шумиха сошла на нет, наступили 90-е и народу стало не до поэзии. Ника на экранах мелькнула лишь пару раз в передачах, посвященных судьбам таким же, как она – обожествляемых в детстве и прочно забытых после. В кадре появилась размалеванная смазливая девица явно с похмела, с сигареткой на отлёте и замашками пацанки «с раёна», ничем и близко не напоминающая былого поэтического ангелочка. Тогда-то и прозвучало горькое про слона, которого водили. А чуть позже мелькнула новость, что Ника насмерть разбилась, выпав с окна – выпала, вытолкнули? так никто и не понял. 
… Книга Ратнера, по сути, даже не мемуары и не литературная биография. Это просто собрание голых фактов, документов под одной обложкой. После выхода «Тайн…» на него обрушились с неизменными упрёками по поводу перетряхивания грязного белья, вываливания скелетов и проч. Но дело в том, что это именно изложение реальной истории без каких-либо домыслов и комментариев, присущей жёлтой прессе, неприглядная и порой отвратительная правда. Другое дело, нужна ли людям эта правда… 
Правда о том, что «был ли мальчик», в нашем случае – девочка? Вот основной вопрос, возникающий после «Тайн…» у читателя. За Никой стояли, как два злых гения, два персонажа, породивших (в прямом и переносном смысле) этот феномен – бабушка и мама, две неудавшиеся поэтессы весьма скромного дарования, но очень нескромных амбиций, вполне отыгравшиеся за свою творческую судьбу на ребёнке. Дописывающие, переписывающие, приписывающие и нещадно редактирующие Никины (Никины ли?) немногочисленные строчки. Эффект производила не столько сама поэзия, сколько несоответствие заявленных тем (смысл жизни, смерть, любовь, разлука) возрасту младшей школьницы. До поры, до времени, пока дитя не переросло эти творения, а самостоятельно ничего создать не смогло. 
… Напомнило виденную недавно по ТВ передачу из цикла «Следствие вели…» про папашу, неудавшегося спортсмена, мечтавшего вырастить чемпионку и убившего (!!!) родную дочь за то, что отказалась заниматься фигурным катанием, к чему не имела, кстати, никаких данных. По сути, выражаясь метафорически, Никины мама с бабушкой сделали то же самое. Отсюда думаю, что книга очень актуальная на фоне того, что происходит сейчас на площадках всех этих детских «Голосов», «Лучше всех» и проч. родительских теле-шабашей. 
Книгу стихов Ники Турбиной «Черновик» можно взять в центральной городской библиотеке, городской библиотеке №1, библиотеке семейного чтения и городской детско-юношеской библиотеке

Комментариев нет:

Отправить комментарий