Страницы

четверг, 3 октября 2019 г.

Екатерина Рождественская «Девочка с Патриарших»

Дочь знаменитого поэта, фотохудожник и переводчик, Екатерина ещё и автор нескольких автобиографических книг. Памятуя о последнем, вполне ждёшь от «Девочки…» продолжения темы – ностальгии по советскому безоблачному детству, тем более на обложке – патриархальный, «коммунальный» московский дворик в арке. Очень мило – пока не разглядишь на той же обложке знак 18+ и не начнёшь читать. Начинается тоже мило – да, московский дворик, старинный особнячок, превращенный в многоквартирный дом, низкие окна, кусты сирени. По ощущениям где-то начало шестидесятых, все соседи друг друга знают, чужой здесь не пройдёт. Даже местные алкоголики скорее забавные и совершенно безобидные. Очаровательная семья молодых архитекторов: папа, мама и девочка Нина одиннадцати лет. Всё хорошо, пока папа с мамой не развелись. Папа исчез, появился отчим, у мамы забурлила светская жизнь – бесконечные гости, походы в театры и на вечера поэзии (это же шестидесятые) до глубокой ночи, девочка Нина сутками одна на своём низком подоконнике.
И вот тут милота кончается, ибо книга про самое страшное, что может случиться с ребёнком – про педофилию. Нет, отчим здесь ни при чем (ему вообще новоявленная дочь была до фонаря) и местная гопота тоже. Нелюдь пришёл со стороны – это вообще за гранью понимания, как они вычисляют одиноких, не нужных семье детей, это у них где-то на уровне звериного чутья… Они умудряются прийти, как по следу, и быть для всех, кроме своей жертвы, невидимками. 
И это описание, как медленно ребёнок сходит с ума, окончательно замыкаясь в своём бесконечном, в ежевечернем, непрекращающемся ужасе, не в силах никому ни пожаловаться, ни рассказать, потому что – засмеют, не поверят, не поймут, обвинят, да просто непонятно, КАК вообще ЭТО рассказать ВЗРОСЛЫМ, так вот, это описание само способно свести с ума читателя. Нет, мама вроде бы что-то замечала, в перерывах между своими музейно-театральными забегами, но списала всё на переходный возраст и гормональные бури. Пока упыря совершенно случайно не поймали, и дочь не очутилась в психушке.
…Как бы благополучно не сложилась дальнейшая судьба, это не отпустит никогда – и финал книги тому подтверждение. Мне кажется, последняя сцена в романе – нереальная, галлюцинация уже взрослой Нины, которую зачем-то понесло к прежнему месту жительства.
Жуткая история, явно не придуманная, я всё думала – откуда этот сюжет у любимой дочери своих любящих родителей? Оказалось, это история её знакомой, не то подруги, не то приятельницы… Книга для родителей, может, для детских психологов – подзаголовок книги «психологический роман» тому подтверждение.
Книга в ближайшее время поступит в фонды ЦБС

Комментариев нет:

Отправить комментарий