Страницы

четверг, 31 октября 2019 г.

Максим Кабир «Скелеты»

О Максиме Кабире (род. 1983), украинском русскоязычном писателе, информации не густо, зато какой: анархист, панк-рокер, лидер всеукраинского литературного объединения "Эротический марксизм", соорганизатор фестиваля "Рыжие тексты" (черт знает, что это всё такое). Впрочем, для заинтересовавшихся, Кабир присутствует на нескольких форумах и вполне доступен для общения. Ещё из интернета: «беззаветный фанат жанра ужасов и мистики. Человек, с рассказами которого знакомы ВСЕ поклонники хоррора. И роман [это о «Скелетах»], который сравнивают с творчеством Кинга, Литтла, Лаймона — причем зачастую не в пользу зарубежных мэтров…»
Рассказы Кабира публиковались в различных сборниках; именно в сборниках «Самая страшная книга» (антология отечественных авторов, издаётся с 2015 г.) я его и обнаружила. И надо сказать, Максим Ахмадович заметно выделялся на фоне остальных. Стиль и язык сразу выдавали человека начитанного, с широким кругозором и – талантливого. Затем я прочитала сборник рассказов «Призраки» и следом – роман «Скелеты» (премия «Рукопись года 2017-2018»). Ни разу Кабир не снизил планку. Жанр хоррора очень коварный, напугать гораздо сложнее, чем, к примеру, рассмешить или развлечь. Да и придумать что-то новое, после Кинга и Лавкрафта, непросто.
…Главный герой романа, Андрей Ермаков, на первый взгляд вполне успешный (телеведущий на известном канале) человек тридцати с небольшим лет, переживает личную трагедию – от него ушла жена. И не просто ушла, а к лучшему другу. Более того, она уже и беременна (а брак с Андреем был бесплоден) и свадьба на носу. А в календаре – канун Нового Года, семейного праздника… Для того, чтобы не свихнуться, лучше всего подходит перемена обстановки, и Ермаков уезжает из столицы в родной город, какое-то шахтёрское захолустье. Благо повод нашёлся – приглашение «пожурить» в местном поэтическом конкурсе. Сами приглашающие даже не надеялись, что столичная знаменитость снизойдёт, но Ермакову надо было забыться. Желание забыться сбылось на все 100%, потому как инфернальные события в провинциальном городке, таком сонном на первый взгляд, не заставили себя ждать и сразу задвинули на задний план и коварного дружка и неверную супругу.
Надо сказать, Кабир отличный бытописатель – его герой окунается в атмосферу своей юности, а это начало нулевых, и всё очень узнаваемо. Это и бывшие гопники-соседи (а теперь чуть ли не образцовые мещане – бывают и такие метаморфозы), Дома культуры, не знающие ремонта, существующие вопреки всему и объединяющие местечковые таланты, бывшие друзья-панки, а теперь отцы семейств… Узнаваема и обстановка в квартирах-хрущебах: старая мебель, залежи видеокассет, которые теперь не на чем смотреть, но рука не поднимается выкинуть, плакаты кумиров двадцатилетней давности на стенах. Безлюдные улицы, заброшенные строения, плохо освещенные переулки… Время в провинции, особенно в городах с умершими градообразующими предприятиями, вообще течёт по своим законам. Временами роман мистический превращается в социальный. Читать было очень интересно и думаю, роман понравится многим, особенно любителям мистического жанра.
Книга в ближайшее время поступит в фонды ЦБС

Комментариев нет:

Отправить комментарий