Страницы

среда, 11 августа 2021 г.

Алексей Иванов «Пищеблок»

[Из архива 2019 года]. Алексей Иванов - российский писатель и сценарист. Лауреат премии Правительства России в области культуры и ряда других литературных премий. 
Известность Иванову принесли книги об Урале и «Географ глобус пропил». 
Алексея Иванова я считаю одним из самых заметных и любопытных современных отечественных авторов и поэтому слежу за всеми его работами. 
Писатель очень разноплановый. Его творческий багаж состоит из реалистических произведений («Ненастье», «Географ глобус пропил») и мистических триллеров (например, «Псоглавцы»), из исторических романов («Вилы», «Золото бунта») и публицистики (« Message: Чусовая»). 
Сложно сравнивать «Тобол» и «Ненастье», «Ёбург» и «Пищеблок». Слишком разные по тематике, проблематике, стилевым решениям произведения. Но все равно волей-неволей сравниваешь: автор-то один и тот же!
«Пищеблок» - новый роман Алексея Иванова - на фоне великолепных исторических и философских романов проигрывает. А вот на фоне «сыроватых» романов о дэнджерологах («Псоглавцы» и «Комьюнити»), несомненно, выигрывает. 
Критик Егор Михайлов определил жанр «Пищеблока» как «пионерский ужастик». Это «простая и веселая» история про…. вампиров в пионерском лагере «Буревестник» на Волге. 
Жаркое олимпийское лето 1980 года. В Москве спортсмены ставят рекорды, а в «Буревестнике» - речевки, равнение на знамя, соревнования, фестивали, кружки, стенгазеты, родительский день, хулиганы и «очкарики», лидеры и аутсайдеры, симпатии и драки, дружба и зависть, зубная паста и страшилки по ночам. Всё, как положено. Детальный пионерский быт, детский советский жаргон, традиции пионерских лагерей изображены, Ивановым, как говорится, со знанием дела. Любопытны и очень реалистичны в книге не только образы подростков, но и персонала лагеря: врача, физрука, вожатых (студентов педвузов на практике), работников столовой. Вообще при чтении у меня в голове то и дело возникали кадры из любимого всеми фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». 
Знакомый, привычный, немного надоевший и скучноватый мир. Вожатому Игорю Корзухину, студенту филфака, мечтается о путешествиях и приключениях в экзотических уголках мира. Судьба дает ему шанс оказаться в центре необычайного приключения, только в СССР, а не где-нибудь в Египте или Мексике. Именно Игорь и его друг, 12-летний пионер Валерка Логунов, противостоят вампирам. 
О существовании вампиров в лагере первым узнает Валерка. Конечно, он убеждает себя, что это просто сон или галлюцинация. Рассказать об этом он решается только Корзухину. Игорь убедился в правоте Валерки, когда собственными глазами увидел свою возлюбленную Веронику с оскаленными вампирскими клыками. И с этого момента два человека начинают войну с нечистью. 
Стратилаты, «пиявцы» и «тушки» - это вампирская «пирамида». Иванов трансформирует вампирскую мифологию, представление о том, что монстры днем спят и боятся солнечного света. В «Пищеблоке» вампиры - образцовые пионеры. 
На мой взгляд, парадокс появления вампиров среди советских людей нужен Алексею Иванову для разговора о серьезных вещах. О том, всегда ли хорошо жить по правилам, как романтика первых революционных лет становится мёртвым, никому не нужным ритуалом, но все подчиняются этому, потому что принято, часто не понимая, почему это именно так. «Никто не заставляет это делать – но так принято. «Мы так живем», - сказал себе Игорь с каким-то нелогичным удовлетворением от непонятности общей жизни». 
Существование вампиров заставляет героев «…усомниться в повседневности, которая не может подлежать сомнению. Это помогает вампиру пить кровь и убивать людей». 
Корзухин размышляет о лицемерии, «двоедушии», о том, что мир вокруг оказался ненастоящим: «Не пионерлагерь, а пищеблок. Не мораль, а маскировка. Не символы государства, а магические обереги. Не история, а ложь». 
Что же тогда настоящее? Что поможет одолеть вампиров? Ответ всем известен: любовь и дружба. 
«Пищеблок» написан интересно, я бы сказала, стильно. К прочтению рекомендую. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий