Страницы

среда, 12 августа 2020 г.

Стивен Кинг «Как писать книги»

Стивен Кинг в представлении не нуждается. Данная книга – редкий в современной литературе пример того, как заглавие абсолютно точно отражает содержание. Это не очередной хоррор про сумасшедшего писателя - мэтр поделился с нами именно тем, что называют «писательской кухней». 
Книга состоит из двух частей: первой, автобиографической, из которой мы можем проследить, как становятся писателями – автор обозначил её латинской аббревиатурой C.V. («жизнеописание») - и второй, одноименным мастер-классом о том, как писать книги. 
Любопытно было узнать, что Короля Ужасов сформировали отнюдь не тяжёлое детство, а всего лишь бурная фантазия, помноженная на талант. Детство Стивена если и ужасно, то своей банальностью: мать-одиночка, тянущая двух детей, папаша, скрывающийся от алиментов. Няньки и тётушки, на которых сваливаются два брата, пока их мать трубит на двух работах, школа и улица. Далее снова учёба и снова школа, где автор работал преподавателем (да-да, Король Ужасов работал учителем! Наверное, это тоже определило его будущее литературное направление). Женитьба на женщине, с которой писатель счастливо живёт до сих пор, любимые дети. Писательством Кинг увлёкся ещё в школьные годы, развлекая одноклассников и учителей. Успех пришёл к нему не сразу; не миновала Кинга и другая напасть, типичная для творческих людей – наркомания и алкоголизм. Была ещё страшная авария – пьяный обалдуй на машине сбил и чуть не угробил классика хоррора. Тем не менее, Стивен Кинг преодолел все несчастья, чем и поделился в книге. 
Очень интересная часть литературного мастер-класса, это не обычное бла-бла-бла, чем грешат подобные издания, это реальные советы с конкретными примерами как не надо и как желательно делать. Расписывать не буду, почитаете, это очень интересно и информативно. Остановлюсь лишь на некоторых моментах. 
· Первое и главное: «Если хотите быть писателем, нужно делать две вещи: много читать и много писать» 
· Условия: «Нужна комната, нужна дверь и нужна твёрдая решимость её закрыть». А также необходимы здоровье и крепкий брак – чтобы ничего не отвлекало от творчества. 
· И далее: «Пишите что хотите, потом пропитайте это жизнью и сделайте уникальным, добавив ваше знание жизни, дружбы, любви, секса и работы. Особенно работы – люди любят читать о работе». (Короче – писать нужно о том, что сам хорошо знаешь. Почему этот совет сегодня не возьмут на вооружение гламурные литературные феи, строчащие книги об ужасах войны?! – это уже не от Кинга, а от меня). 
· По Кингу, сюжет и интрига абсолютно не важны («продумывание сюжета и спонтанность истинного творчества несовместны […] Вещи не пишут, они сами пишутся»). Литературное произведение состоит из повествования, которое передвигает действие, описания и диалога. Всё! 
Ещё Кинг даёт массу советов, касающихся грамматики и стиля повествования, сразу выдающее графомана с головой (наподобие: «Ну и что ты на это скажешь?» – игриво ухмыльнулся Джек. «Даже не рассчитывай!» - дерзко подбоченилась Мэри, тряхнув кудрями» и т.п. перлы), ошибок в хронологии (когда по сюжету проходит пару лет, а юные герои уже обзавелись внуками), искажения исторических, этнографических, научных, географических и т.п. фактов. Есть советы (не знаю, насколько они применимы в России) чисто экономического порядка – о литературных агентах, издателях и книготорговле. В конце – бонус: список книг, которые, по мнению Кинга, ему помогли и которые он имеет смелость рекомендовать. 
Написана книга очень живым языком, где-то с юмором, где-то даже с сарказмом (досталось, кроме прочих, Даниэле Стил – автор предположил, что если в аду есть библиотека, то она набита Даниэлиными творениями). Читать будет очень интересно, а тем, кто рассчитывает на карьеру писателя – ещё и полезно. 
Книга поступит в фонды ЦБС в текущем году 

Комментариев нет:

Отправить комментарий