Страницы

четверг, 29 декабря 2022 г.

Джойс Кэрол Оутс «Блондинка»

Джойс Кэ́рол О́утс (род. 1938) — американская писательница, прозаик, поэтесса, драматург, критик. Оутс вышла, что называется, «родом из народа» - в её семье сплошь фермеры и рабочие, похоже, она первая и единственная вышла в интеллигентскую среду, сумев выиграть стипендию на учебу в Сиракузском университете.
Свою первую книгу выпустила в 1963году и с тех пор опубликовала более пятидесяти романов, большое количество рассказов, стихов и документальной прозы. У Оутс несколько литературных премий. Заслужив репутацию плодовитого автора, она была одним из ведущих американских романистов с 60-х годов. Также писала под псевдонимами Розамунд Смит и Лорен Келли.
«Начиная с этого времени, она писала в среднем по две книги в год, по большей части романы. Чаще всего её интересовали деревенская бедность, сексуальное насилие, классовые противоречия, жажда власти, женские детство и юность и иногда сверхъестественное»[информация из Википедии].
Вот и роман «Блондинка» (2000), который на русском впервые вышел в 2001, в текущем году переиздался и получил второе дыхание благодаря экранизации, всё о том же. После чтения «Блондинки» я думала, что в свободное от творчества время мисс Джойс убивает мужчин, чистит планету, от, так сказать, мирового зла. Однако я ошибалась – оказалось, это миссис, и вполне счастливая в замужестве. Кто бы мог подумать… Роман посвящен Мэрилин Монро, но назвать его биографическим будет большой ошибкой – взяв за основу жизнь голливудской звезды, Оутс много чего додумала, еще больше забыла, и в итоге получился пронзительный текст о женской красоте и хрупкости, и неспособности выжить в мужском мире. Красота не спасла мир, и мир красотой не спасся, как мечтал наш Федор Михайлович. Мир попользовался этой красотой всеми мыслимыми и немыслимыми способами, а после выкинул за ненадобностью. Текст довольно тяжелый – не в смысле литературных достоинств, а в смысле эмоционального восприятия. Авторское повествование перемежается с записками от лица героини, стилизованными под дневниковые записи Монро. Контраст между ангельской кукольной внешностью и дьявольским внутренним миром, беззаботной экранной жизнью и ежедневным бытовым адом довели, в конечном счете, ММ до известного финала. Но ранняя гибель стала спасением от старости, наследственной шизофрении и забвения, превратив не самую талантливую и не самую красивую актрису в легенду планетарного масштаба. Почему именно она, остается только догадываться, видимо Монро носила в себе ту самую гётевскую «Вечную Женственность», которую так трудно объяснить и которая не даёт покоя человечеству на протяжении нескольких столетий.
Книга имеет огромный объем – девятьсот с лишним страниц, но роман затягивает тебя как в воронку и оторваться невозможно до конца… Чтение, надо сказать, весьма депрессивное. Но какой был год, такая и заключительная книга…
Книгу можно взять: в центральной городской библиотеке, библиотеке семейного чтения, городской детско-юношеской библиотеке

Комментариев нет:

Отправить комментарий