четверг, 27 февраля 2020 г.

Захар Прилепин «Обитель»

Книга-ожог
Прилепин - лауреат премии «Книга года»-2014 в номинации «Проза года» за роман «Обитель». Его «Обитель», скорее всего, станет главным литературным событием этого года в России.
Эта книга - как ожог. Мы в какой-то мере начали забывать ужасы первых десятилетий советской власти, вспоминая их только в день памяти жертв тоталитаризма.
Дело не только в объёме этой книги - почти 800 страниц. Не только в широчайшем диапазоне: роман легко можно поименовать «энциклопедией соловецкой жизни». Не только в драматургии: любовная история на чудовищном фоне быта Соловецкого лагеря особого назначения, пионера советского ГУЛАГа. Но и в значимости преподнесенного нам материала. Захар Прилепин, по его собственным признаниям, за те 3-4 года, что писал «Обитель», изучил массу архивных документов о Соловках, прочитал всю специализированную литературу, дневники и воспоминания лагерников и современников.
Действие романа происходит в 1929 году. Прилепин смешал в своем романе реальных персонажей с вымышленными. Я до сих пор не могу их различить. 
Главный герой романа – Артем Горяинов, молодой человек 27-ми лет, бывший студент, который попал на Соловки за убийство отца. 
Понятно и закономерно, когда в лагерь попадают люди, которые совершили преступления, но то, что там происходит, то, как с ними обращаются – выше всякого понимания для современного человека. Люди все запуганы, живут впроголодь и в холоде, постоянно подвергаясь унижениям и наказаниям.
В конце романа, в эпилоге, указывается, что среди работников ГПУ лагеря, надзирающих за заключенными, около 40% – тяжелые психопаты. И действительно, для того, чтобы придумывать все эти зверства, надо быть ненормальным. «Как быстро здесь бойцы и герои Красной армии превращаются в распутных свиней… от бесстыдства и безнаказанности».
На мой взгляд, это роман о том, как сохранить в себе человеческое достоинство в нечеловеческих условиях. Даже ценой собственной жизни, потому как «русскому человеку себя не жалко».
Заключенный священник, которого зовут «владычка Иоанн», говорит Артему: «Я любил тебя за то, что ты был самый независимый из нас. Мы все, так или иначе, были сломлены – если не духом, то характером. Мы все становились хуже, и лишь ты один здесь становился лучше. В тебе было мужество и не было злобы».
Даже в суровых условиях лагеря к Артему приходит любовь, которая вполне может привести в лучшем случае к карцеру, в худшем – к расстрелу: избранница героя - любовница начальника лагеря.
В романе достаточно много как бы второй реальности. Это размышления Артема, больше похожие на бред, в который он временами впадает от тяжелой жизни, когда уже нет сил её выносить.
Образы романа выписаны очень ёмко. Мы видим и заключенных, и начальника лагеря Федора Эйхманиса (он-то уж точно историческое лицо), его подручных, священников и прочих лиц. 
Что еще обращает на себя внимание – это язык романа. Много сленговых словечек, к сожалению, не без матов, простонародный язык. Как сказано в романе – «у нас язык не советский, а соловецкий».
Меня подкупило ещё и то, что Прилепин пишет свой роман в память о прадеде, который прошёл Соловки: он тоже один из героев романа.
Понятно, что «Обитель» будет обречена на сравнения с лагерной прозой Солженицына и Шаламова. Но этот роман очень достойно впишется в их ряды. Масштаб его очень велик. В отзывах встретила мнение, что много лет спустя его будут изучать в школе, но мне кажется это маловероятным – роман с цензом 18+.
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке

Комментариев нет:

Отправить комментарий