Роман о поворотах Истории
Юрий Арабов – прозаик, сценарист. Его произведения входили в шорт-лист премии «Большая книга», были отмечены премией «Триумф». Фильм Александра Сокурова «Молох» по его сценарию награжден премией Каннского фестиваля за этот сценарий.
Роман Арабова «Столкновение с бабочкой» оставил у меня неоднозначное впечатление. Это роман, относящийся к альтернативной истории. Интересно, все ли люди, оказавшиеся в эпицентре Истории, понимают, что происходят великие события? Арабовым предложена ситуация – Николай II не отрекается от престола в марте 1917-го, а остается монархом. В тот момент, когда император должен был подписать принесенный ему на станции Дно документ об отречении, ему стало плохо, он потерял сознание. Один из приближенных Николая бросил эту бумагу в огонь. Как тогда будет развиваться история России?
Октябрьская революция все же происходит, но более цивилизованно. Мы видим в романе Ленина, как умного, но хитрого, себе на уме, небольшого, незаметного человека с тонкими серыми губами (что автор подчеркивает не один раз). Ленину не очень-то и хочется ехать в неумытую Россию из благополучной Швейцарии. Когда же он появляется на Финляндском вокзале Петрограда, его не очень слушают. Будущий вождь мирового пролетариата, чтобы привлечь к себе внимание, выбрасывает руку вперед – это потом станет его «коронным» жестом. Постепенно происходит перерождение Ленина – пламенного революционера в коррупционера (!). И всё у него «архиважно и архисерьезно, батенька».
Большое внимание в романе уделено Троцкому. Он показан как рефлексирующий человек, жаждущий мировой революции. Он во многом конкурирует с Лениным. Но для осуществления своей мечты едет в Америку.
В Ипатьевском доме в этой альтернативной реальности происходит казнь, но не царской семьи, а Свердлова, Джугашвили, Молотова, Вышинского и еще десяти революционеров. Этот момент интересен тем, что дальше история России развивается без Сталина. Какой она могла бы быть? К сожалению, Арабов нам этого не показывает.
Николай II в романе такой же, каким был в жизни: явно тяготится своей ролью, это мягкий, очень культурный человек, склонный к тихой семейной жизни. Николай с семьей живет даже не в Зимнем дворце, а на улице Гороховой, в доме №64, там, где когда-то жил Григорий Распутин. Русский царь и немецкий кайзер встречаются в Финляндии в Гельсингфорсе. Они договариваются о сепаратном мире и чтобы страны остались в границах 1914 года. Война закончилась.
Общими усилиями в стране устанавливается конституционная монархия. Главное руководство, однако, осуществляют революционеры. Царь после покушения на Ленина даже слегка в панике – что он будет без Владимира Ильича делать. Больной Ленин живет в Горках. А Николай фактически среди тех, кто осуществил революцию. Он – за перемены.
В конце романа Николаю снится сон, в котором он отрекся от престола, а он сам и его семья убиты. Страна в огне – брат идет на брата, меняются вожди: Ленин, кавказец, одряхлевшего кавказца меняет жизнелюбивый украинец… А потом страна впадает в глубокий сон… Николай просыпается в слезах. Книга оканчивается 1935-м годом и событием: царь открывает московское метро.
Я весь роман ждала, что История повернет в какое-то новое, очень важное русло, но никаких глобальных изменений не произошло. Одно утешает, что все царские дети остались живы, девочки вышли замуж, и даже Алексей, несмотря на болезнь, живет долго…
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке, библиотеке семейного чтения
Комментариев нет:
Отправить комментарий