Когда знакомишься с биографией швейцарского писателя Диккера (род. 1985), на ум приходит фраза: «о, счастливчик». Судите сами: к своим 30 годам ЖД уже обладатель Гран-При Французской академии и Гонкуровской премии лицеистов. Начал свой литературный путь вундеркинд в 10 лет и сразу с редакторства основанной им же «Газеты зверей». Чадо издавало – и весьма успешно, постепенно наращивая тиражи – свою газету на протяжении 7 лет и получило в итоге свою первую премию за охрану природы. После и дебютная повесть («Тигр») и первый роман («Последние дни наших отцов») тоже не остались без наград.
Роман «Правда о…», действие которого разворачивается в американской глубинке, продолжил триумфальный путь ЖД к славе. Европеец, не любящий детективы, умудрился написать триллер об Америке так, что собрал вал восторгов по всему миру. Что хорошо в этой книге – действие не упирается в одну сюжетную линию, роман многоплановый. Здесь и отношения людей и нравы провинции 70-х годов прошлого века, так непохожие на сомнительную современную толерантную действительность и, главное, издательская «кухня» - целый экскурс в то, как, почему и кого издают боссы этой индустрии. И это последнее – поциничней любого шоу-бизнеса.
Сюжет: главный герой, молодой писатель по имени Маркус Гольдман, прогремевший первой книгой и теперь просто обязанный (законы бизнеса!) не снижать планку и далее, вдруг испытывает то, что называется творческим кризисом. Не пишется никак, а сроки, агенты и издатели наступают на горло. Маркус уезжает в глухую американскую провинцию, в городок с мифологическим именем Аврора, где давно живёт его учитель, тот самый Гарри Квеберт, мэтр мировой литературы, автор эпохального романа «Истоки зла» - в надежде обрести душевный покой и вдохновение. Но вдохновение упорно не приходит. Не было бы счастья, да несчастье помогло – во дворе Квеберта, при садовых работах, обнаруживают тело, вернее, уже скелет, 15-летней девушки Нолы, пропавшей 30 лет назад и, как выясняется позже, к ужасу общественности (да и самого Маркуса тоже), являвшейся любовницей Квеберта, на тот момент почти 40-летнего. Разворачивается следствие: официальное и параллельное, которое затевает герой, не в силах поверить, что его учитель способен был, во-первых, жить с несовершеннолетней, а во-вторых, к тому же ещё и проломить ей череп в итоге. Расследование разворошило осиное гнездо – каких только скелетов из шкафов мирных авроровских обитателей не повыпадало в процессе поиска истины! Что подтолкнуло Маркуса к написанию романа, не столько уже детективного, сколько романа нравов.
Финал книги очень неожидан, убийцу мы не знаем до конца (у меня, например, вычислить его не удалось), кроме того, Диккер ближе к концовке меняет действие просто с калейдоскопической скоростью и нагнетает атмосферу почти по-хичкоковски. Скучать не придётся – и сюжет, и язык, и перевод и юмор (чего стоит одна еврейская мама героя, помешанная на идее женить наконец своего сыночка) у автора на высоте. Единственно, мне показалась, что сама линия любви Гарри и Нолы написана как-то неубедительно и вяло, но это моё субъективное мнение…
На первый взгляд это, несомненно, детектив. Начинающий, но уже очень прославленный, совсем молодой писатель Маркус Гольдман, раскрученный многочисленными СМИ Нью-Йорка, «заболевает» - у него болезнь «чистого» листа. В колледже он носил с гордостью звание «великолепный», в родном доме его боготворили за гениальность и талантливость – но это чистой воды фикция: Маркус в совершенстве владеет способностью очаровывать и оболванивать своих читателей; по сути, им тоже ничего не надо, кроме жареных сиюминутных фактов, подогреваемых на «сковородках» многочисленных столичных американских издательств.
У Маркуса, конечно же, есть учитель - Гарри Квеберт, еще более талантливый и знаменитый, живущий в американской глуши маленького городка Аврора, у него-то Маркус и ждет помощи, как манны небесной. Но оказывается втянут в детективное расследование убийства 33 летнего срока давности – а как же иначе: дорогому учителю грозит электрический стул за убийство невинной юной девушки 15 лет. Прошлое и настоящее переплетается хитрыми узлами, распутать которые очень непросто. Потому что правда, настоящая правда, невыгодна никому в этом богом забытом городишке штата Нью-Гемшир. Повязаны все - шериф, отец убитой Нолы, хозяйка закусочной, местный миллионер, сама не очень-то невинная Нола, и еще куча народа. У каждого в шкафу Маркус (в компании с местным полицейским сержантом Гэхалоудом) обнаруживает тщательно припрятанный скелет…
Как окажется в конце неторопливого повествования, не так важно детективное расследование, а важны человеческие взаимоотношения, судьбы людей, их поступки и страшные последствия. Характеры персонажей интересны, но, на мой взгляд, иногда поверхностны. Любовь-мания писателя Квеберта к, так скажем, нимфетке – настораживает. Поступки этой же Нолы – крайне неоднозначны. Маньяк-садист в конце жизни - филантроп-меценат. Литературный штамп – хороший полицейский обязательно чернокожий, так принято в Америке!
Несомненная удача романа – описание нелегкой судьбы писателя. Как выясняется, их в романе три, и только один – настоящий и гениальный. Так же большой плюс – раскрытие тайн писательского ремесла в большом городе – «много шума из ничего», рабский труд литературных «негров», реклама на каждый начирканный листок и… всё, твой бестселлер бессмертен, пусть не в сердцах читателей, но на полках книжных магазинов…
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий