Джулиан Патрик Барнс (род. 1946 г.) – известный английский писатель, учился в Оксфордском университете, на факультете современных западноевропейских языков. Барнс – автор множества романов, которые в своё время удостаивались различных премий. Первыми литературными опытами стали детективные рассказы, которые Барнс публиковал под псевдонимом Дэн Кавана. После ряда публикаций в литературных альманахах напечатал свой первый роман «Метроленд», удостоенный премии Сомерсета Моэма. Роман рассказывает о судьбе поколения бунтарей и нигилистов 1960-х.
Барнс трижды за свою творческую карьеру попадал в шорт-лист Букеровской премии, но стал её лауреатом лишь в 2011 году за роман «Предчувствие конца».
Роман (весьма небольшой по объёму) представляет собой воспоминания главного героя, Тони Уэбстера, о студенческой юности в далёкие 60-е годы (вернее, нескольких эпизодов из неё) – в первой части романа и переосмысления этих же событий – во второй. Годы, которые последующим поколениям представляются каким-то хипповским раем свободы и вседозволенности, в памяти Тони остались довольно скучно-обыденными временами с пуританскими нравами.
…Три друга-студента (включая самого Тони), яркие балагуры-скептики-циники, совершенно блекнут на фоне четвёртого – Адриана, чересчур умного и я бы даже сказала, слишком интеллектуально-вычурного для того, чтобы автор впоследствии оставил его в живых. Живы-здоровы остаются только те, кто оказался способен просто жить в тех серых буднях, которые, как правило, и составляют нормальную жизнь. В этой нормальной жизни у Тони бывшая жена, замужняя дочь, пенсия и внуки. В прошлой – неудачная первая любовь к, мягко говоря, нестандартной девушке Веронике. Нестандартная девушка в своё время ушла к нестандартному Адриану – к счастью для главного героя, как мы увидим позже. К его же счастью, Тони благополучно выбросил на годы из головы и вероломную Веронику и соперника Адриана и стал жить своей скучной, правильной обывательской жизнью. Ровно до той поры, пока на него не свалилось неожиданное наследство от (кто бы мог подумать) мамаши Вероники в виде 500 фунтов стерлингов и дневника преждевременно ушедшего из жизни Адриана. Деньги Тони получил, а вот дневник отдать ставшая с возрастом ещё более нестандартной Вероника отказывается наотрез. Дальше начинают вываливаться скелеты из шкафов вероникиного семейства и оказывается, что прошлое - то, каким мы его запомнили и то, каким оно было на самом деле – две большие разницы.
Удивительно (хотя нет – не удивительно), но отзывы на роман резко противоположные – от полного неприятия (о чём это вообще?! Зачем старикан бесконечно ноет и упрямо ковыряется в событиях полувековой давности, вместо того, чтобы обратно сойтись с женой и тетешкать внуков?..) до неуёмных восторгов и величания «Предчувствия…» романом века. Видимо, всё зависит от темперамента и склада характера читающего – есть люди склонные к рефлексии, а есть те, кому вопросы типа «отчего всё сложилось так, а не иначе» не приходят в голову в принципе. В любом случае это более чем достойный текст – прежде всего благодаря великолепному языку/переводу и подаче.
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий