понедельник, 2 декабря 2019 г.

Саймон Кричли (Критчли) «Книга мёртвых философов»

Не знаю, что подвигло взять меня с полки книгу с довольно унылым названием «Книга мёртвых философов». Философы, да ещё мёртвые… Но пусть вас не отпугивает это название. Научно-популярная книга современного английского философа Саймона Кричли (другой вариант фамилии – Критчли, и в книге встречаются оба) замечательна! 
Книга представляет собой «собранье пёстрых глав», а именно небольших (иногда совсем коротких, в две строки) эссе о философах от Древней Греции до наших дней. Их 190. Главный вопрос, интересующий автора и исследуемый им в книге: что значит философское отношение к смерти и, главное, как философы умирали. 
Вы когда-нибудь задумывались, как умирали философы? Я точно нет. Но если подумать, то может представиться такая идиллическая картинка: умудрённый сединами старец в окружении заботливых и преданных близких и преисполненных благодарностью учеников, готовых продолжать дело учителя, уходя в мир иной, вещает миру очередную мудрость, тайное знание, способное изменить наш взгляд на мир и мир вообще. Как-то это логично. Но нет! Кричли опровергает это представление и показывает «потрясающий калейдоскоп» судеб.
Удивило меня то, какие зачастую затейливые и экстравагантные способы уйти из жизни (а самоубийство было им не чуждо) выбирали мудрецы: они откусывали себе язык, заживо замуровывали себя в стену, бросались в жерло действующего вулкана (!), сознательно переставали дышать, отказывались от пищи или сами себя оскопляли. 
Но даже если и не стремились они к добровольному расставанию с жизнью, то смерти многих из них всё равно кажутся, если так можно выразиться, замечательными: они умирали от сифилиса и столбняка, кого-то укусила змея или насекомое, кто-то подавился абрикосовой косточкой, кто-то отказался убегать от преследователей через бобовое поле (боялся бобов??) и был заколот, а кто-то и вовсе задохнулся в коровьем навозе. Многие из них изгонялись, обвинялись в измене или в ереси, подвергались пыткам, были казнены. Воистину, нет пророка в своём отечестве. 
Объединяет эти смерти, на мой взгляд, следующее обстоятельство: философы «уходили со сцены» с высоко поднятой головой, независимо от убеждений, вероисповедания, эпохи. Закралась у меня мыслишка, что это некая бравада, желание посмертной славы. Не знаю. Может, и так. Но ясно одно: последние минуты перед смертью многих из великих людей вызывают уважение. И последние их слова, которые приводит автор, тоже сильны. Например, слова отравленного Сократа: 
«Пришло время двигаться дальше – мне умирать, а тебе жить. Однако никто, кроме Бога, не знает, кому из нас повезёт больше». 
Автор пишет о смерти остроумно и с иронией, следуя известной истине: что смешно - не страшно. Он хочет, чтобы современный человек перестал бояться смерти и аннигиляции (то есть распада). Он утверждает: «Отрицание смерти – это ненависть к самому себе». Кричли не призывает забыть о смерти, наоборот, он утверждает, что надо всё время о ней помнить, но при этом жить, действовать, сохранять человеческое достоинство. Собственно, только тогда человек становится свободным. Правильное философское отношение к смерти – не бояться её, смерть – «это вдохновляющий гений философии», заниматься философией – учиться умирать. 
Не только о смерти говорится в книге. Конечно, автор не мог обойти основные идеи, которые проповедовали философы. Изложены они в доступной форме, книга ими не отягощена. Интересны рассуждения Кричли о том, как неправильно мы сейчас понимаем некоторые философские понятия и извращаем изначальный смысл, в частности, мировоззрения древнегреческих философов, например, космополитизм, скептицизм, эпикурейство, цинизм. 
В «Книге мёртвых философов» затронуты вопросы, как рассматривается смерть в разных религиях (прежде всего, в христианстве), а также разные философские подходы к самоубийству. 
Кричли собирает в книге множество исторических анекдотов, баек, легенд, связанных с мудрецами. Есть тут общеизвестные истории о Диогене и Александре Македонском и «туринской лошади» Ницше, есть и малоизвестные факты о том, например, что Кант панически боялся потоотделения, а Спиноза дрессировал пауков и потом с удовольствием смотрел, как они дерутся. В общем, поучительно. Мудрецы мудрецами, а люди, однако, со всеми человеческими слабостями… 
Примечательно, что в исследовании нашлось место не только философам в привычном смысле этого слова, но и ученым (например, Паскаль и Дарвин) и писателям (например, Сартр и Абеляр). Важный момент: есть рассказы и о женщинах-философах, о которых мы ничего не знаем. В общем, это рассказы о людях, двигавших человеческую мысль, совершивших духовный прорыв. 
Не могу сказать, что цель книги (как её видит автор) была достигнута. Я не перестала бояться смерти. Честно, я о ней просто не думаю и не понимаю ее. Но зато книга «спровоцировала» меня на осмысление важных вещей. 
Напоследок ложка дёгтя. В книге нет НИ ОДНОГО русского имени. Разве Толстой и Достоевский не философы? А Ломоносов, Рерих, Бердяев, Соловьёв, Ленин, в конце концов? За державу обидно. Надо исправлять ошибку! 
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке, библиотеке им. Л.А. Гладиной

Комментариев нет:

Отправить комментарий