среда, 2 декабря 2015 г.

Людмила Улицкая «Лестница Якова»

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) СОДЕРЖИТ СВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИЗВЕЛ ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДАННОГО ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Книга о поколениях семьи
Книга Людмилы Улицкой «Лестница Якова» - это история семьи. Рассказывается о четырех поколениях; новорожденный Яков представляет уже пятое поколение семьи Осецких. 
События в романе начинаются в начале 20 века и заканчиваются в наши дни - в 2012 году. Кого считать главным героем романа? Для меня главным является Яков Осецкий – человек из состоятельного сословия (его отец был владельцем мельницы и перевоза), интеллектуал, книжный человек, очень любящий музыку.
А центральный персонаж – его внучка Нора Осецкая, театральный художник. 
Почему «лестница Якова»? У меня три варианта. Первый - лестница старшего Якова – это его путь, где он, невзирая на трудности, идет вверх по ступенькам своего развития. Второй – библейский. Сон Иакова, в котором Бог говорит ему – «благословляю тебя и всё потомство твоё». И третий – лестница эта воплощается в новорожденном Якове, праправнуке старшего Якова. Он наследует «скорее сущность, не принадлежащая ни бытию, ни небытию, то, что блуждает в поколениях из личности в личность».
В начале романа мы наблюдаем юных Якова и Марусю, его будущую жену. Их жизнь сложилась очень сложно. 30-40-е годы в истории нашей страны – крайне тяжелый период.
Репрессии, которые идут в отношении «буржуазных» элементов, выкосили большой слой интеллигенции и специалистов. Они были объявлены «вредителями, врагами народа». 
Якову пришлось пройти три ссылки – в Сталинград, в Бийск и в Коми. Все эти годы он активно, раз в пять дней, писал письма своей любимой жене, которая всё - таки не смогла выдержать испытание разлукой.
Взаимоотношения Якова и Маруси мы наблюдаем в романе в виде переписки. В них проявляется его личность. «Якову чувство «несчастности» было чуждо, он не позволял себе этого чувства, старался извлекать радость из ежедневных мелких радостей жизни», главное из которых – хорошая книга. Он всю свою трудную жизнь загружал себя интеллектуальным трудом. За несколько месяцев до своей смерти в возрасте 67 лет он начинает, находясь на поселении в глуши, в Коми, изучать литовский язык, при этом он прекрасно знал уже несколько языков, читал на них. Его интересовала история, биология. Он занимался написанием книг по статистике. Одним словом – интеллектуал. Прообраз Якова – отец Людмилы Улицкой, его настоящую переписку она использовала в романе.
Нора – его внучка, родилась в годы войны. Очень независимая, своеобразная. Её мы видим в 1970-е-2000-е годы. Она связующее звено романа. У её сына Юрика и рождается новый Яков…


Семейная сага, роман – притча, а для меня, в первую очередь, роман – память. Людмила Евгеньевна поместила в роман почти все письма своих деда и бабушки, которые она хранила у себя много лет. Выдуманных писем здесь нет. Брать в руки коробку с письмами долго не решалась, боялась «что посыпятся скелеты из шкафов». Первое письмо было прочитано ею, когда первому письму исполнилось 100 лет. Этот момент подтолкнул её к написанию этого романа, дабы всё, что происходило с её родными людьми давно, не ушло в забвение.
В романе много героев, но главные фигуры романа Яков и Мария Осецкие (прообраз бабушки и деда Улицкой), и их внучка Нора. 
Нора - молодая женщина, театральный художник с немного путаной судьбой, разведёнными родителями, неразделённой любовью с грузинским режиссёром и маленьким, только родившимся ребёнком, получает известие о смерти своей бабушки Марии. В наследство Нора получает письма, которые откладывает на долгое – долгое время и благополучно забывает о них. У неё происходит главное в жизни - родился ребёнок – добрый, занятный, с чудесным чувством юмора, оригинальный человек со сложностями. Мы подробно прослеживаем на страницах романа, как растёт Юрик. Эта линия выписана у Улицкой очень подробно, важно, по-матерински. Юрик вырос и уехал к отцу, в Америку, такому же оригиналу со сложностями. Витася, одноклассник Норы, странный человек со странным отношением и к людям, близким в том числе, и, к жизни самой, состоит с Норой в браке, фиктивно, на бумаге. Шутка молодости! В период лихих 90-х, Витася удачно эмигрировал и даже женщину встретил, с которой тоже всё удачно в жизни разместилось. Нора столько лет считала Витю аутистом, лишенным нормальных человеческих эмоций, но то ли ошибалась, то ли аутистом перестал быть, а расколдовала его громоздкая, шкафообразная Марта. И ещё много – много разных событий, колоритных людей, которые происходят в жизни Норы, но, это надо читать, потому – что пересказывать такой большой и насыщенный роман неправильно. 
Вторая линия в романе практически вся написана Людмилой Евгеньевной в эпистолярном жанре. Это отрывки из «Дневников» юных Маруси Кернс и Якова Осецкого и в дальнейшем их многолетняя переписка. В этой переписке мы узнаём очень много о наших героях – характер, поведение, желания и мечты, периоды жизни. Лучше всего сказано об отношениях этих двух людей и их судьбе в письме Якова Осецкого. « Суровая судьба заготовила для меня исключительно тяжёлую биографию. Удар следовал за ударом без передышки, годы странствий шли один за другим. Муж и жена должны жить вместе, брак не может основываться на почтовых марках. И теперь каждому ясно, кто разрушил мою семью. И таких, как мы, я вижу вокруг себя тысячи» Письмо датировано 1954 годом. В 1956 году Яков Осецкий ушёл из жизни. Мария пережила его на 19 лет.
Роман насыщен героями, о которых Улицкая пишет не вскользь, а ярко о каждом, вдумчиво, характерно. Один из персонажей романа Гриша, Норин и Витасин одноклассник, друг на всю жизнь, просто «рассыпает» бриллиантовые фразы в кухонных разговорах, которые становятся символом, истиной и смыслом жизни многих людей, которые живут, думают, рождаются и умирают, любят и ненавидят в этом романе. 
«…травмы – это выдумки самой безнадёжной науки, психологии. Всё есть биохимия и жизненный опыт» и ещё, «…смерть не сбой программы, она заложена в программе. У Творца ничего не пропадает. Каждая человеческая жизнь – Текст. И этот Текст нужен почему – то Богу!»
Читать рекомендую всем, кто любит творчество Людмилы Евгеньевны, семейные саги, глубокую и интересную прозу с большим количеством образов, переплетением судеб и, в конце-концов, хорошим финалом. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий