Элис Энн Манро (1931), Онтарио, Канада - канадская новеллистка, лауреат Букеровской премии, трёхкратный лауреат канадской премии генерал-губернатора в области фантастики, лауреат Нобелевской премии по литературе 2013 года.
В сборнике Манро «Давно хотела тебе сказать» тринадцать рассказов. В них события дня сегодняшнего всё время перекликаются с прошлым, о котором знает только герой. Рассказы очень разные, ни один из них не похож на предыдущий. Но их объединяют две вещи: практически в каждом рассказе присутствует трагичность сюжета, много переживаний, душевных терзаний из-за смерти, расставаний, измен и второе - отсутствует готовое мнение автора о героях. Она как будто даёт читателю возможность самому решить, кого любить, а кого ненавидеть. Манро преподносит события, происходящие в жизни просто и буднично, без лишних слов и эмоций. Например, как в рассказе «Давно хотела тебе сказать»: «Она разглядывала фотографию: Чар, она сама и их брат — тот, что утонул. На фото Эт было десять, Чар четырнадцать, а Сэнди семь, и старше он не стал». Сухие слова, но за ними скрыты боль и потеря.
В рассказе «Как я познакомилась со своим мужем» героиня, несмотря на свой юный возраст, смогла повернуть судьбу в нужное ей русло. Она поделила женщин на тех, кто всю жизнь покорно ждет, и на тех, кто не ждет, а действует. И решила, что ей по пути со вторыми, даже если эти вторые что-то упускают и чего-то им изведать не судьба.
Героиня «Итальянки» сначала вызывает сочувствие и жалость, но её случай оказался не так-то прост и очевиден, всё намного сложнее. Неверная жена убивается из-за измены мужа, не видит выхода, не знает, как жить дальше. Случайная смерть прохожего даёт ей некий посыл, который заключается в том, что пока ты жив, можно всё исправить. Она осознала вдруг, что все наши слова и чувства фальшивые, малозначительные. Словно всех нас когда-то завели и мы по инерции живём, любим, работаем, «…однако стоит к нам прикоснуться - и мы замрём; наконец-то увидим друг друга, недвижные и безвредные».
Униженная, обиженная, забитая, одинокая героиня рассказа «Палачи» мечтает о расплате над своим обидчиком, и эта расплата наступает, правда без её участия. В детстве, увидев пожар, в котором сгорел заживо её преследователь, она думает, что это случайность. Позже, сопоставив факты, она понимает, что это был поджог. Воспоминания об этом событии греют её всю жизнь, она тешится ими на старости лет, попивая разбавленное виски в одиночестве.
Мне лично в рассказах из этого сборника не хватило эмоций, красок, юмора, описания внешних черт героев. Но в целом книга заставляет задуматься о дне сегодняшнем, о своей жизни, о том, что жить надо здесь и сейчас.
Комментариев нет:
Отправить комментарий