Жауме Кабре (1947) – один из самых известных современных испанских (каталонских) писателей, лауреат многих литературных премий.
«Я исповедуюсь» считается самым значимым на сегодняшний день его романом – по замыслу, масштабу и исполнению. Если совсем уж обобщить, это роман-воспоминание, роман-биография, роман-«мемуар». Однако не всё так просто – в повесть о жизни каталонского учёного Кабре умудрился втиснуть и детектив, и арт-детектив и социальный и исторический роман и даже мистику.
Кроме того, повествование нелинейно – автор постоянно перебрасывает читателя из эпохи Возрождения в эпоху Просвещения, да и декорации 20-21 века постоянно меняются: Первая мировая, Вторая мировая, 50-е, 60-е, наши дни…
Причём не всегда сразу понимаешь, где находишься – в середину диалога героев, обсуждающих нынешние реалии, вдруг вклинивается беседа скрипичных мастеров 17 века, а заканчивается всё разговором заключённого и начальника Аушвица. И так – весь (732 страницы) текст! Я читала роман четыре месяца, продираясь через сюжетные дебри, сама себе удивляясь – обычно, если книга не идёт (а до середины «Я исповедуюсь» я вообще плохо понимала, что происходит), я её оставляю. Но замороченное детище Кабре заморочило так, что не отпустило до конца.
Немного о сюжете: главный герой, Адриа Ардевол, ещё не пожилой человек, ошарашенный врачами перспективой старческого слабоумия, которое накрывает его, известного учёного, с катастрофической скоростью, торопится записать свою жизнь – отсюда «я исповедуюсь». Адриа повезло (или угораздило?) родиться в семье очень богатого антиквара, где холодные, лишённые каких-либо человеческих черт, родители лепят из ребёнка вундеркинда: отец видит его полиглотом, а мать – скрипачом мирового уровня. Адриа спасло от убийственных родительских амбиций то, что сам он, во-первых, любил учиться, во-вторых, родился с необыкновенными способностями к языкам, а в-третьих, имел музыкальный слух. Да, ещё была вполне человечная няня…
Есть в романе ещё один главный герой, вернее, героиня – скрипка мастера Сториони, баснословной цены и качества, предмет вожделения всех антикваров, скрипачей и коллекционеров. Как любая историческая ценность такого уровня, скрипка имеет личное имя – Виал и кровавый след в своей биографии – из-за неё убивали, предавали, обманывали. И, естественно, Виал, доставшийся Адриа по наследству, оказывает огромное влияние на судьбу главного героя и всех окружающих его людей.
Кому можно рекомендовать роман? Наверное, тем, кто в силах переплыть книги типа «Улисса» или «В поисках утерянного времени». По крайней мере, читать «Я исповедуюсь» параллельно с чем-то вообще невозможно, нужно время и условия – чтобы никто не дёргал и ничто не отвлекало…
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий