Майгулль Аксельссон (р. 1947) - шведская писательница и журналистка, проживает в пригороде Стокгольма с мужем и двумя сыновьями. «Википедия» отмечает, что первые работы Аксельссон были написаны в жанре публицистики и затрагивали темы детской проституции, беспризорничества и бедности в Швеции – так или иначе, эти темы позже найдут отражение в художественной прозе АМ. Самый известный роман Аксельссон - «Апрельская ведьма» (1997), получивший престижные европейские премии, в том числе - Августовскую (ежегодная шведская литературная премия им. Августа Стриндберга). Роман был продан в количестве более 200 000 экземпляров и переведён на 15 языков.
«Апрельская ведьма», несмотря на название и присутствие мистического элемента в сюжете, до ужаса реалестичен. Когда просматриваешь отзывы на роман в интернете, почти в каждом звучит недоуменный вопрос отечественного читателя: «И это происходит в благополучной Швеции?!». Сытой, невоюющей уже лет четыреста, с эталонной системой соцзащиты?.. Тем не менее - да, события разворачиваются в той самой Швеции, практически идеальном государстве. Основная мысль романа, как мне показалось - плохо быть сиротой. Хоть в Швеции, хоть в России, хоть в Зимбабве. Потому что несмотря ни на какие законы, ребёнок-сирота всегда беззащитен.
В центре сюжета - судьбы четырех сводных сестёр и приёмной матери, которая неожиданно окажется родной для одной из героинь. Все сёстры брошены своими родителями, но вроде бы не оставленные на произвол судьбы государством: самая несчастная, та самая «апрельская ведьма», способная выходить из собственной оболочки и путешествовать в пространстве и времени в телах животных и людей, прикованная к инвалидному креслу - в приличной клинике с постоянным уходом. С современной техникой, мебелью, книгами, со всем тем, что позволяет ей даже получить приличное образование. Три остальных пристроены бдительными соцслужбами к заботливой приёмной матери, но нет им покоя. Одна безуспешно пытается выяснить, кто же и, главное, почему, бросил её практически на улице грудным младенцем - это становится навязчивой идеей, манией, отравит всю последующую жизнь и, по сути, не даст самой героине создать нормальную семью. Другая, изувеченная душевно и физически озлобленной матерью-садисткой, наоборот, будет судорожно строить эту самую «нормальную семью» - чтобы и приличная профессия, и любящий муж и хорошенькие дети и идеальный буржуазный дом, короче, чтобы ничто даже близко не напоминало родное гнездо с чудовищной мамашей-пролетаркой. Цели своей добьётся, но на счастливую, по роману, она как-то мало похожа, потому что, кажется, не любит ни детей, ни мужа, ни дом… Третья просто скопирует судьбу своей матери-маргиналки: так же бросит единственного ребёнка, с помощью выпивки и наркоты превратится к сорока годам из «местной Мэрилин Монро» в безобразную старуху, упадёт на социальное дно и успешно деградирует по всем статьям…
Финал странный, на мой взгляд. Вернее, его вообще нет. Хотя, может, это логично - чем закончить роман о четырёх женщинах, у которых изначально не было нормальной семьи и которые в результате не смогли построить и своей, которых, по сути, никто не любил и которые сами не способны полноценно любить, которые с пелёнок были никому не нужны и которые сами не могут определиться, что им-то нужно в этой жизни?..
P.S. Название романа - отсылка к рассказу Рэя Брэдбери «Апрельское колдовство», где героиня, волшебное существо по имени Сеси, способно вселяться во что или в кого угодно…
Комментариев нет:
Отправить комментарий