Мартин Луис Эмис родился в Суонси, Южный Уэльс, в семье писателя Кингсли Эмиса в 1949 году. К литературе Мартин был равнодушен до той поры, пока мачеха, писательница Элизабет Джейн Говард, не познакомила его с творчеством Джейн Остен. Как признаётся сам Мартин Эмис, Остен повлияла на его ранние произведения. Уже первый его роман «Записки о Рейчел» (1973) получил награду имени Сомерсета Моэма. С 2000 года Эмис начинает больше внимания уделять нехудожественной литературе – мемуарам, публицистике, историческим событиям.
В 2014 году в свет выходит его роман «Зона интересов». В Британии пресса назвала этот роман лучшим произведением Мартина Эмиса за последние двадцать лет и поставила в один ряд с такими значимыми и популярными произведениями о Второй мировой войне, как «Благоволительницы» Джонатана Литтела, «Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна и «Весь невидимый нам свет» Энтони Дорра.
В России «Зона интересов» опубликована в 2016 году в переводе Сергея Ильина издательством «Фантом Пресс».
Роман неоднозначный. Страшные вещи описываются так, что восприятие балансирует на грани ужаса, осознания и абсурда. И на любое событие нет однозначной точки зрения.
«Зона интересов» - это центральная часть концентрационного лагеря Освенцим, в которой была сосредоточена финансовая жизнь этого немецкого предприятия. История о том, как уничтожение евреев было поставлено «на поток», чётко, педантично, по расписанию. И всё это рассказано без оценок, без анализа, без прикрас.
Это будни Освенцима, рассказанные нам от лица трёх персонажей.
Пауль Долль – комендант концлагеря. Циничный, бездушный, расчётливый, подлый. Негодяй по жизни, заливающий свою злость и бессилие спиртным. Он озабочен своей персоной и в своих размышлениях старается преподать себя как порядочного, образованного человека, истинного гражданина Германии. «Я нормальный мужчина с нормальными чувствами» - рассуждает он, но дела его говорят сами за себя.
Ангелюс Томсен – племянник Мартина Бормана, сексуально-озадаченный офицер, поставившей своей целью «охмурить» жену коменданта. В его поступках появляются «проблески человечности» - в понимании самого Томсена, конечно. Например, когда он «дарует быструю, неожиданную смерть еврейскому мальчику», спасая его от неизбежного ужаса.
Шмулль – еврей, старший надсмотрщик зондеркоманды, которая выполняет всю «грязную» работу в лагере – избавляется от трупов. Бесконечно уставший, "мёртвый", старающийся хоть чем-то облегчить ужас соотечественников, воспринимающий точную дату своей смерти как подарок.
Об этом романе невозможно рассказать. Сам сюжет не имеет абсолютно никакого значения. Он и заканчивается как-то никак. Но вместе с тем и роман обрывается. Мартин Эмис торопится рассказать, что случилось дальше с персонажами романа – коротко, сжато, постфактум.
В послесловии Мартин Эмис перечисляет тех авторов, которые освещали тему Холокоста, Второй мировой войны, концлагерей: свидетельские показания, исторические расследования, мемуары, воспоминания.
«Мы очень многое знаем о «как» - но, похоже, не знаем почти ничего насчёт «почему». В Аушвице никаких «почему» не было».
И ещё одна цитата: «Возможно, никто не сможет – более того, никто и не должен пытаться – понять, что произошло, поскольку понять значит почти оправдать».
Оправдать массовые уничтожения мирного населения невозможно. Мартин Эмис предлагает просто ещё раз взглянуть на весь этот ужас. Цинично, отрешенно, на грани...
Роман имеет ограничение -16+.
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий