Марина Сергеевна Костюхина – кандидат филологических наук, доцент кафедры детской литературы РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), автор многих научных работ, посвященных детской литературе.
…Название отсылает нас к популярному некогда жанру литературы для детей. Век-полтора назад издавались нравоучительные истории для девочек, написанные от лица куклы. Сюжет, как правило, не блистал разнообразием и строился, с незначительными вариациями, по одному шаблону: фарфоровая авторша описывала свою одиссею, которая обычно начиналась в кукольном магазине. Откуда кукла покупалась и вручалась первой хозяйке – обычно такой, какими дети редко бывают: послушной, аккуратной, да ещё и усидчиво-рукодельной. Хозяйка вырастала, куклу продавали на благотворительном базаре и для продвижения сюжета следующая кукловладелица оказывалась неряхой и лентяйкой. Так игрушечная героиня путешествовала по нескольким домам и семьям, невольно знакомя юных читательниц с жизнью и бытом различных социальных слоёв, т.к. по мере собственной потрёпанности писательница спускалась в своих приключениях от аристократических гостиных до каморок городской бедноты. Иногда ей везло – она попадала к кукольнику, который возвращал ей былой блеск, но чаще от героини оставалась лишь рукопись…
Все эти кукольные опусы вековой давности призваны были воспитывать в девочках примерных матерей, хозяек и рукодельниц – от того, как девочка относилась к кукле, проводилась прямая параллель к тому, какая из неё получится мать семейства. Поэтому не всегда красивая дорогая кукла в подарок радовала дитя: ребёнок того времени хорошо представлял, что его ожидает: во-первых, постоянный контроль (хрупкая фарфоровая игрушка – удовольствие не из дешевых и в случае чего от родителей крепко влетит), а во-вторых, девочку непременно усадят изготавливать «кукольное приданое» - та ещё пытка для подвижных детей.
МК перелопатила горы литературы тех лет, книга пестрит интересными цитатами, отрывками и иллюстрациями из книг и статей, посвященных воспитанию достойных девиц. Некоторые у современного читателя вызывают оторопь: по мнению большинства авторов подобных опусов, 4-летний карапуз, пыхтящий над вязанием чулок (пять спиц!.. вывязывание пятки!.. они вообще маленьких детей когда-нибудь видели, эти советчики?..) – не только реальный, но и вполне обычный пример правильного детского досуга. Вот к такому идеалу должна была стремиться каждая маленькая барышня. Тут становится понятно, почему большинство мемуаристок вспоминают своих фарфоровых красавиц без особой ностальгии.
Кстати, отрывков из мемуаров и воспоминаний известных (и не очень) людей, посвященных игре в куклы, в монографии Костюхиной тоже достаточно. Отметился даже Чайковский: две пьесы из «Детского альбома» - «Болезнь куклы» и «Похороны куклы» - это впечатление от книги графини Ростопчиной «Приключения Сонички», любимого чтения маленьких сестёр композитора.
Фарфоровые модницы, младенцы из папье-маше, бумажные куклы, «скелетки» (шарнирные деревянные фигурки), куклы-шкатулки (было и такое – вместо нижней части тела, под пышными юбками – неизбежный набор для рукоделия), детские игры «правильные» и «неправильные» (по мнению взрослых зануд, систематически влезающих в сценарии кукольных историй) – всё это проходит перед читателем в монографии Костюхиной, которая читается просто на одном дыхании – книге скорее развлекательного (в хорошем смысле – доступности, занимательности), чем научного жанра.
Заканчивается книга экскурсом в начало советской эпохи – от послереволюционной борьбы с куклой как буржуазным наследием, прививающим детям мещанские привычки, до последующей реабилитации игрушки как незаменимого подспорья в воспитании детей. Более того, сам феномен «модной куклы» оказался неубиваемым – достаточно зайти в любой игрушечный магазин, забитый красавицами любых мастей с полным набором приданого безграничных масштабов – от наборов одежды и аксессуаров до кукольных домов и мебели…
Комментариев нет:
Отправить комментарий