Дмитрий Ищенко – журналист, сценарист, режиссер, продюсер. Разносторонний, одним словом, человек. А еще он наш земляк. Родился в Апатитах, долгое время работал в Мурманске. И большое ему спасибо за то, что в своих документальных и художественных фильмах, а также литературных произведениях он с огромной любовью говорит о Севере. И, похоже, это любовь на всю жизнь.
Повесть Дмитрия Ищенко «Териберка» (2012) вошла в шорт-лист национальной литературной премии имени И. П. Белкина. А новая повесть автора «В поисках мальчишеского бога» заняла третье место в конкурсе «Новая детская книга» в 2018 году.
Не удержалась и уже после прочтения книги заглянула почитать отзывы читателей. Искренне порадовалась, что все без исключения рецензии не просто положительные, а восторженные. Полностью совпали с моим впечатлением от книги.
Она великолепная, правильная, нужная, мудрая, «атмосферная». Она для всех. Таких книг давно не было. «В поисках мальчишеского бога» вобрала лучшие традиции русской литературы для детей (а значит, и для взрослых). При этом она современна.
О чем книга? Это роман взросления, роман воспитания. Подросток Ваня, на лето приехавший с отцом на полуостров Рыбачий в поселок Цыпнаволок, на край земли, оказывается в параллельном мире. Это мир без Интернета, телевизора, удобств. Это мир мощной большой воды, бесконечной тундры с ковром ягеля и пятнами иван-чая, прозрачным небом, почти не заходящим солнцем, сейдами и лабиринтами, это мир удивительно красивый, яркий и чистый. Это мир тишины. Это мир, где люди не знают число, но безошибочно говорят: «Сегодня – день летнего солнцестояния». Это настоящий мир, где человеку не за что спрятаться, и он показывается здесь таким, какой он есть на самом деле, без маски. Это мир, где ты видишь свой путь и чувствуешь уверенность. Это мир без подлости, потому что слишком холодно для этого. Но совсем не холодно для взаимовыручки, поддержки, поэзии, справедливости, труда, бережного отношения к окружающему миру.
Книга говорит о простых, казалось бы, вещах и очень простым языком. Но именно эти «простые истины» и являются самыми важными в жизни. Понимание этих истин делает жизнь человека осмысленной.
Что это за истины, к осознанию которых приходит Ваня?
Оказывается, можно радоваться поклеенным собственноручно обоям и унитазу, стоящему посреди комнаты. Можно, проникнув на брошенное судно, увидеть следы жизни корабля и задуматься о тех людях, которые радовались, отмечали дни рождения, издавали приказы…. Можно понять, что «чужое место занимать не стоит. У каждого оно свое. И штурвал у каждого должен быть свой». Можно сделать открытие и понять, что в любое время «…логика людей схожа: найти пропитание, защитить себя и детей, укрыться от непогоды». Можно забраться в командный пункт времен войны, нарушить все возможные правила, но в конце концов осознать, что «…в мужской жизни все правила написаны кровью и горьким опытом», задуматься, как бесценна человеческая жизнь, какую боль мы можем причинить близким, поступая безответственно, как быстро игра может превратиться в трагедию. Многое видит и начинает понимать Ваня. Без морализаторства и без навязывания пишет об этом Ищенко.
На Рыбачьем мальчик чувствует свою причастность миру, чувствует связь времен, сближается с отцом, понимает, что в жизни «…никогда не знаешь, на что наступишь – то ли на помойку, то ли на реликтовые ископаемые», что люди «всегда и везде» ищут самих себя и свое счастье.
Да, и здесь Ваня встречается со «странностями» мира: с привычкой человека нагадить и уехать, оставив после себя грязь, с отдельными лагерями для богатых, с пренебрежительным отношением к природе. Такие люди на Севере не задерживаются. А Ваня точно так поступать не будет. Он нашел своего мальчишеского бога. И точно вернется к Баренцеву морю. А пока «…густое алое солнце качается на волнах у кромки горизонта, готовясь на время укрыться за ним, чтобы через несколько часов вынырнуть у воды как ни в чем не бывало. Это главное – обязательно вынырнуть».
Так что же это за таинственный мальчишеский бог? Это то, что дает силы жить, творить, искать, открывать, любить, наводить порядок в себе и на планете.
Отдельно хочется отметить восхитительные иллюстрации Маши Судовых, составляющие единое целое с рассказом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий