Биография писательницы – тайна за семью печатями. На станице ВК Татьяна кокетливо умолчала о своём возрасте и прочих биографических подробностях; с фотографий в интернете на нас смотрит дама приятная во всех отношениях, которой можно дать и 40 и 45 и 50 лет. В интервью (оттуда же) промелькнул намёк на бывшую профессию – библиотекарь, что меня крайне заинтриговало, но подробностей, почему коллегу вдохновил жанр ужасов, не последовало. Впрочем, вскользь упоминается, что Татьяну натолкнула на сюжет «история о школьных летних каникулах, проведённых мною и моими друзьями в деревне».
…Кажется, в нашей развлекательной литературе появился новый жанр, который можно назвать «дачным фолк-хоррором». Это уже вторая книга (первая – «Вьюрки» Д. Бобылевой), которая мне попадается с похожим сюжетом на тему того, как главные герои оказываются запертыми на ненавистной фазенде в милой компании разнообразнейшей славянской нечисти, дремучей, непредсказуемой и самое ужасное – вездесущей. Они всюду – в колодце, болотце, речке, на печке, в сарае, на чердаке, в бане, лесу и даже однажды обнаруживаешь, что милейшие соседи по участку – тоже не люди, а нелюди.
В 2018 году Мастрюкова с «Болотницей» одержала победу сразу в двух премиях — «Электронной книге» и «Новой книге», также она финалист IX сезона конкурса "Новая детская книга".
Сюжет: речь идёт от лица некой девочки Вики, 12-ти лет, чей небедный папа каждый год придумывает для своей семьи очень бюджетный экологичный отдых – завозит жену и дочь куда-нибудь к чёрту на рога, «в глушь, в деревню», где семейство мается от скуки без общения, книг и интернета. Сам отец семейства предпочитает в это время работать в столицах, лишь иногда наезжая насладиться близостью к природе. Правда, потом, в качестве компенсации, вторую часть отпуска все трое едут в цивилизацию, к людям и морю. Такой изощренный садизм объясняется тем, что папа детство провёл на какой-то глухой таёжной заимке, где был счастлив, и этот факт биографии засел у него на подкорке как единственно правильный способ отдохнуть и расслабится.
Итак – глухая деревня с парой избушек-развалюшек, периодически исчезающей связью и главной достопримечательностью – болотом, где живет и питается человечинкой Нечто, оно же – Болотница. Эту сущность наши отпускники нечаянно разбудили, сдуру сдвинув во дворе крышку со старого заброшенного колодца. Дальше рассказывать бессмысленно, надо читать. Тут будут и прогулки по лесу, и дневники прежних хозяев дачи, обнаруженные на чердаке, и исчезновение мамы (потом мама нашлась, но лучше бы не находилась) и неожиданные факты из биографии папы-любителя деревенского уединения.
Читать было любопытно, потому что славянский фольклор – это же поле непаханое! Удивительно, почему эта ниша так долго пустовала в родной литературе. До перестройки издавались сборники под нейтральным названием «Русская романтическая новелла», где составители собирали малую прозу дореволюционных классиков на тему «там чудеса, там леший бродит», а после – книги известных фольклористов типа Сергея Максимова («Нечистая неведомая и крестная сила»), которые можно просто читать, как антологию ужасов. Затем посыпались бездарные кальки с такого же бездарного оригинала, как «Сумерки» и т.п., пока не появился Ш. Идиатуллин со своим, не славянским правда, но всё равно родным татарским «Убыром». И оказалось, что через призму фольклора можно говорить о вполне реальных и важных вещах – таких, как взросление, отношения в семье и социуме, об ответственности и о том, что любой твой дурной поступок всегда вернётся бумерангом.
«Болотница» ориентирована, в первую очередь, на подростковую аудиторию - кто в этом возрасте не любил рассказов «про страшное»! – но читать роман, я думаю, будет интересно и людям постарше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий