Юрия Полякова (род. 1954) «вывел в люди», т.е. дал первоначальный старт и поддержку комсомол, за что писатель с лихвой отплатил организации ленинской молодежи – на заре перестройки вышли две повести: «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба», не оставившие у народа никаких иллюзий на тему, какие упыри рулили этой самой молодёжью и принесшие Юрию Михайловичу громкую и скандальную славу.
Позже жизнь расставила всё по местам и сама с лихвой отплатила бичевателям моральных язв эпохи застоя. Мало кто из ниспровергателей советской власти (имею в виду творческую интеллигенцию) пережил без потерь (иные не пережили вообще) ельцинские времена и остался на плаву. Однако ЮМ это удалось – видимо, сказалась комсомольская закалка. Теперь Поляков, надо отдать ему справедливость, не устаёт каяться (не без присущего ему ёрничества, правда), в былой наивной политической близорукости, входит в какие-то советы при президенте и обличает язвы уже капиталистического общества.
На этом можно было бы уже и закончить, но нельзя не признать – Поляков очень талантливый писатель, блестящий стилист. Тексты Полякова с художественной точки зрения совершенны. Он умудряется о самых скользких темах говорить изящно и тонко, фабула выстроена четко, а метафоры так остроумны, что любое из его произведений можно разобрать на цитаты. Я очень люблю Полякова-писателя.
Сюжет «Весёлой жизни…» автобиографичен, дело происходит в 1983 году (на обложке Брежнев, хотя времена андроповские – художник и редактор, видимо, жертвы тех самых перестроечных и ельцинских школьных реформ. Хотя, может, просто усомнились в компетентности современного читателя – знаменитый бровастый генсек до сих пор узнаваем, а кто помнит внешность Андропова?).
Интрига крутится вокруг писателя Ковригина, глыбы и патриарха деревенской прозы, чуть не передавшего крамольную рукопись, обличающую советский строй, на Запад. Главный герой, Полуянов, в котором угадывается сам автор (все фамилии действующих лиц исковерканы, но прообразы быстро угадываются любым начитанным человеком) назначен председателем комиссии, в задачу которой входит вычеркнуть титана из рядов советской литературы. А следовательно, лишить всех привилегий. Разумеется, по поручению комсомола. То есть отказаться от этой высокой чести невозможно, хотя очень хочется.
Далее разворачивается авантюрный сюжет, наполненный реалиями жизни и быта советских писателей. Как всегда у Полякова – всё едко, смешно и безумно интересно, несмотря на огромное число действующих лиц и несколько сюжетных линий. Жизнь действительно весёлая, советская власть мазохистски баловала своих критиков зарплатами, премиями и пайками, свободным графиком, «домами творчества» (по сути, это смесь бесплатной дачи, санатория и пансионата, куда большинство удалялось подальше от жён-мужей творить отнюдь не литературу) и просила в ответ только лояльности. Всё было бы действительно похоже на водевиль, если бы периодически Поляков не упоминал о дальнейшей судьбе весёлых разгильдяев, большинство которых события, последовавшие за развалом СССР, просто уничтожили – кого в физическом, кого в моральном плане. Секс, заявленный в заглавии, тоже есть, «поляковский», не пошлый, не похабный и не протокольно-описательный. Наверное, ЮМ единственный русский писатель, способный скользить по этой теме по-декамероновски непринуждённо и изящно.
Роман будет интересен широкому кругу читателей, но особенно, думаю, людям старшего поколения, жившим в эпоху СССР.
Книгу можно взять в библиотеке имени Л.А. Гладиной
Комментариев нет:
Отправить комментарий