среда, 26 августа 2020 г.

Эмили Дин «Все умерли, и я завела собаку»

Эмили Дин – английская писательница, журналистка и радиоведущая. В настоящее время ведёт популярный подкаст Walking the dog («Выгуливание собаки») для «Таймс», общаясь с приглашенными гостями на разные темы во время прогулки с – да, правильно - собакой. В течение восьми лет она работала заместителем редактора журнала InStaile (женский журнал о моде) и писала для различных изданий. Живет в Лондоне. 
Книга написана в ставшем популярным автобиографическом жанре «моё нетипичное детство». Обычно авторы выдают действительно что-то из ряда выходящее (Джанет Уоллс «Замок из стекла»), после чего, как правило, их писательская деятельность завершается – по крайней мере, в масштабах романа. Потому как выговорились, решили какие-то свои внутренние проблемы и «закрыли гештальт». Не думаю, что Эмили Дин порадует нас ещё чем-нибудь страниц на триста – как правило те, чьё детство было похоже на триллер или бурлеск, всё оставшееся им по жизни время проводят в более-менее стабильном быту, отдыхая от своих креативных родичей. Но кому интересно писать и читать о серой повседневности? 
Содержание книги полностью раскрыто в самом названии. Собака (страстная детская мечта) появилась в жизни Эмили только после ухода в мир иной всех (!) её близких родственников. Как говорил земляк Эмили Оскар Уайльд – бойтесь своих желаний, они обычно сбываются. Книга делится на три главы, названных именами домашних животных семьи Динов – Трикл, Гиггл (коты) и Рэй (собака). 
Начало «Все умерли…» напоминает классические английские комедии – очень остроумно, смешно и изысканно. Эмили и её сестру Рэйч угораздило родиться в семье богемных персонажей – папа какой-то деятель на телевидении, мама актриса. В доме бедлам – жизнь в кредит, но обеды из ресторанов, одежда из пафосных бутиков. Семья постоянно переезжает – скрывается от кредиторов. Бесконечные гости, на диване в гостиной может застрять на месяц какой-нибудь лауреат мировых премий – то ли жить ему негде, то ли уезжать не хочется. На дворе семидесятые, по квартире фланируют персонажи в клешах, бакенбардах, гавайских рубахах и разговорах о Сартре и контрапункте. Мужской цветник разбавлен томными девами в мини и замшевых ботфортах, а также представителями декаданса – людьми невнятных профессий, странного поведения и спорной половой принадлежности. Дети – Рейч и Эмили - должны «развиваться»: присутствовать при беседах о трансцендентном и трансцендентальном, смотреть по ТВ заумные папины интервью с очередными хипстерами, а вместо школьных спектаклей посещать кафе-шантаны. 
Кто сказал, что ребёнку по сердцу анархия, цыганская вольница и жизнь Маугли? Нет, дети, как ни странно, по природе своей консерваторы – им надо, чтоб всё как у всех: папа-мама, дедушки-бабушки, воскресные обеды, игры в «Монополию» по вечерам всей семьёй и – главное! – собака. Но собака подразумевает стабильность (режим, выгуливание, дрессировка), а стабильность не есть добродетель семьи «кочующих Динов». Поэтому сестрам, страдающим по домашним питомцам, неизменно дарились коты. Тоже, скорее всего, тоже как представители своеобразной зообогемы - со своей кошачьей независимостью и аристократизмом. А пока Эмили с тоской и завистью наблюдает за буржуазными семьями одноклассниц и искренне сожалеет, что судьба вместо родителей подсунула ей эстетствующих декадентов. 
Всё это интеллектуальное веселье закончилось с разводом родителей. Это было первое испытание. Сёстры выросли и на Эмили обрушилась череда несчастий – сначала тяжело заболевает и умирает Рэйч, оставив двух маленьких детей, следом мать и отец. Словно кто-то сглазил это беззаботное семейство. Две главы из трёх – это помощь Эмили умирающим родственникам, а затем и помощь себе самой, когда не помогали уже никакие психологи и антидепрессанты. Спасение автор нашла в воплотившейся, наконец, детской мечте о собаке. Маленькая собачка породы ши тцу помогла не только восстановить психическое равновесие, но и найти работу по душе. 
Наверное, «Все умерли…» это не только рассказ о нестандартных родителях, борьбе с болезнями, но и зоотерапии, а главное – о принятии себя и своих родных такими, какие мы есть: «Мне понадобилось немало времени, чтобы понять, что царство семей с собаками, куда я так стремилась, просто не существует. Идиллический брак, идеальный ребёнок, послушный лабрадор - всё это лишь декорация, иной фон для таких же трагических драм, которые разыгрываются в жизни каждого из нас». 
Книга поступит в фонды ЦБС в текущем году 

Комментариев нет:

Отправить комментарий