Роман Сенчин (1971 г.р.) – российский прозаик, редактор, литературный критик, вокалист групп «Гаражная мелодика» и «Свободные радикалы». Сенчин родился в семье военного и достаточно помотался по России, жил в Москве, сейчас осел в Екатеринбурге. Учился в Литературном институте, сейчас ведёт там семинар прозы. Автор нескольких книг; обычно главный герой является прототипом самого писателя. Сенчин номинировался и получал различные литературные премии. По мнению критика А.Г. Рудалёва: «Сенчин представляет себя таким, каким его привыкли видеть: нелюдимый человек в чёрном и пишущий депрессивную прозу. Он этим вводит в заблуждение и многие заблуждаются. На самом деле это очень светлый писатель, при этом предельно серьёзный» [информация из «Википедии»].
Что проза Сенчина депрессивная, это мягко сказано… Написана талантливо, хорошим языком, но читаешь, как будто погружаешься в какие-то мутные воды, из которых не выбраться…
В сборнике две повести: «У моря» и «Русская зима». Герой первой, сценарист-одиночка Олег, сорока семи лет, в анамнезе которого два развода, решил искать уединения и вдохновения по примеру Нила Геймана – запершись в домике у моря. Но так как на безлюдный тропический остров, в отличие от Геймана, у Олега денег нет, он не придумал ничего лучше, как приехать на краснодарский курорт в ноябре. И это явно были не Сочи и не Анапа. Какой-то мелкий посёлок, в котором не в сезон жизнь не просто замирает, а умирает. Олег сразу почувствовал прелести своего решения – оказалось, благодаря влажности и постоянным ветродуям с моря, что краснодарские -2С переносятся хуже, чем красноярские -32С, найти работающий магазин или кафе та ещё проблема, но самая главная беда обернулась наличием соседей.
Вроде никто особо писателя не трогает и к нему не лезет - какие-то жены с мелкими детьми и мужьями-вахтовиками, странные девы с родственниками-инвалидами… Но тут мы понимаем, что повесть Сенчина реально новая. По намёкам и разговорам становится ясно – в стране идёт СВО, и она, хоть здесь никто не служит и не прячется от дронов, накрыла каждую из семей этого дома. Все несчастны и у каждого какой-то скелет в шкафу. Какая-то гнетущая атмосфера висит в воздухе и не даёт писателю ни абстрагироваться, ни сосредоточиться, а под конец, благодаря одной из соседок, Олег вообще сбегает оттуда, где рассчитывал чуть ли не окончательно поселиться. Н-да…
«Русская зима» - опять сценарист, вернее – сценаристка, но довольно молодая женщина с редким именем Серафима, и в отличие от Олега, весьма успешная – в профессиональном смысле. В личном – такая же неприкаянная. Ни детей, ни разводов в её прошлом, как у предыдущего героя, нет, зато есть какие-то, как модно говорить теперь, созависимые отношения. Десять лет юности-молодости она проболталась с возрастным окололитературным Гумберт Гумбертом, потом влезла в связь с двумя женатыми ухажёрами. На протяжении первой части повести Серафима так и вращается в этой триаде мутных мужиков, в перерывах бесконечно перемещаясь по различным презентациям, фестивалям, премьерам, конференциям – российским и забугорным. На первый взгляд всё не так уж и плохо, учитывая фертильный возраст героини (всё ещё не поздно в корне поменять), но это же написал Сенчин, и поэтому, пока читаешь, тебя давит глухая тоска.
Я уже хотела закрыть эту книгу, потому что подряд два таких сюжета это слишком для моей подвижной психики, но затем внезапно оказалось (влезла в отзывы в интернете), что повесть автобиографическая и знакомит нас с историей счастливой (!) женитьбы самого Сенчина на какой-то драматургине!.. Слава богу, никто не сопьётся, не сгинет в городских дебрях, не умрёт в пустой квартире… Вторая половина повести настолько благостная и жизнеутверждающая, словно писал её уже не Сенчин, а какая-нибудь Фанни Флэгг на пару с Сарой Джио. Короче, всё хорошо и все поженились. Уф, отлегло…
Сборник можно рекомендовать тем, кто интересуется серьёзной современной российской прозой.
Книгу можно взять в библиотеке семейного чтения, библиотеке имени Л.А. Гладиной
Комментариев нет:
Отправить комментарий