Даша Благова – современная российская писательница, автор романов «Южный ветер» и «Течения», а кроме того, нескольких опубликованных рассказов. Выросла в Минеральных Водах, окончила факультет журналистики МГУ. Была шеф-редактором крупного московского медиа, писала статьи на социальные темы и продюсировала подкасты. Спустя десять лет оставила профессию и вернулась на Кавказ, чтобы заниматься только литературой. Номинант премий «Национальный бестселлер» (2022) и «Ясная Поляна» (2023), резидент Дома творчества «Переделкино», выпускница Школы литературных практик.
В романе «Течения» угадываются вехи Дашиной биографии, но трудно судить, насколько роман автобиографичен. На обложке книги заявлено: «История взросления и обретения себя»; и вроде бы да – если коротко, то перед нами история девочки Насти, из глухой южной провинции, которой невероятно повезло поступить на бюджет в «главный вуз страны» - МГУ на журфак. Дело происходит в 2010-х годах. Настя перебирается в Москву и отчаянно пытается вписаться в столичную реальность. В финале книги именно обретает себя, и что интересно – отнюдь не в столице. Но сам роман можно читать с разных, что ли, позиций, и мне кажется, каждый прочтёт что-то своё – не знаю, какой смысл Благова вкладывала в название книги, но в сюжете, как мне показалось, именно много течений.
Первое: ассимиляция.
Ощущения человека, приехавшего из своей тьмутаракани в столицу огромного государства. Как бы там не рапортовали губернаторы окраинных населенных пунктов о достижениях и свершениях, условия жизни и перспективы у людей из периферии и столиц все равно не идут ни в какое сравнение. Первые впечатления столкновений студентов-москвичей и «понаехавших» - как репортаж о встрече представителей из высокоразвитых галактик с говорящими ящерицами из заболоченных джунглей. «Местные» и «неместные» как были по разные стороны баррикад, так и остались – именно по причине наличия/отсутствия того самого жизненного опыта и финансовой подушки. В романе есть такой примечательный эпизод, когда стобалльницу и отличницу Настю не включают в факультативную группу по испанскому языку, куда она так стремилась, просто потому, что занятия подразумевают обязательные летние выезды в Испанию, а педагоги прекрасно понимают, что у семьи этой умницы денег на подобные вояжи нет и не будет.
Второе: дружба.
Основная тема, проходящая через весь роман – токсичные (не люблю этот термин, но лучше тут не подберёшь) отношения с новообретённой подружкой Насти Верой. Вера именно тот вариант столичной жизни, который для Насти недостижим – роскошная квартира, отсутствие финансовых проблем, приходящая домработница, дорогая одежда и полная неприспособленность к быту. Подтолкнуло их друг к другу одиночество и ощущение сиротства при живых родителях – ни та, ни другая особо были им не нужны. У Насти мама полностью сосредоточена на старшей дочери, отец погружен в зарабатывание денег, Верины же родители колесят по азиатским ашрамам в поисках смысла жизни. И, кстати, ни у Насти, ни у Веры никогда не было подруг, и дружить они обе не умеют – вся их дружба это колебания от восторженных объятий с поцелуями до взаимных оскорблений как словами, так и поступками, благодаря полному отсутствию эмпатии у одной и способности к компромиссам у другой…
Третье: политика.
Это в провинции (в мирное время, разумеется) ты можешь жить, абсолютно абстрагировано от политики; в столице, как это произошло с Настей, тебя непременно окунут в какие-нибудь дебаты («потому что все это обсуждают» и надо быть «в теме», ты же будущий журналист!), затащат на митинги или манифестации. Лучше всего по этому поводу высказался Настин провинциальный ухажер: «Нам некогда этой фигнёй страдать» - это на вопрос о по телефону о том, достаточно ли было, по его мнению, законно и демократично очередное переизбрание президента?.. Кто виноват и что делать?.. Хороший вопрос для погруженного в быт ставропольского пацана, который, если и сходил на выборы, то забыл об этом через полчаса, так как надо искать работу и помогать родителям на хозяйстве.
Финал нетипичный – по всем законам жанра, Настя должна окончательно стряхнуть с себя периферийную местечковую пыль, всё преодолеть и очутиться в крупном концерне СМИ, чтобы задавать неприятные вопросы властям в острых репортажах, и вызывать в провинциальных обывателях желание не окучивать собственные огороды и бегать в поисках подработки, а стоять в пикетах с плакатами «Доколе?!.» под окнами городских мэрий. Однако героиня, как и сама Благова, выбирает для себя в журналистике социальную тематику, а после и вообще меняет род деятельности, возвращается на малую родину и наконец примиряется со своей семьёй.
«Я поняла, что ж**а — это не провинциальный городок, а тотальная, вопиющая несправедливость, в которой живет вся огромная страна и из которой пьет все соки, в том числе человеческие, наша красиво украшенная столица. Почти все мои друзья — из провинции, и почти у всех из них есть опыт бедности. Мы знаем, как из одной куриной тушки приготовить восемь блюд на две недели вперед. Отсюда так просто не выберешься. Неприятие такого мироустройства и Москва как его символ — это первая причина, по которой мне всегда хотелось вернуться» - это цитата из интервью Благовой.
В итоге хочу сказать, что «Течения» - очень неоднозначная книга, какие-то моменты в сюжете мне были непонятны и неприятны, но, тем не менее, хочу её рекомендовать для тех, кто интересуется современной российской прозой, а главное, для того, чтобы услышать голос именно молодых писателей.
Книга была включена в закупки по читательской заявке «Комплектуемся вместе» и поступит в фонды ЦГБ в начале следующего квартала
Комментариев нет:
Отправить комментарий