среда, 3 июля 2024 г.

Михаил Шемякин «Моя жизнь: до изгнания»

Михаил Михайлович Шемякин (1943 г.р.) в представлении не нуждается, но напомним: советский и американский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации Народный художник Кабардино-Балкарии, Народный художник Адыгеи, почётный доктор ряда высших учебных заведений.
Как художника, Шемякина я, разумеется, знала, он у меня ассоциировался исключительно с гоффманианой, длинноносыми крысоподобными персонажами, памятником Петру в Петропавловской крепости (во время сессий мы к нему ходили – надо было не то потереть монструозному императору пальцы, не то вообще умудриться забраться на колени - для успешной сдачи экзамена), и жуткими скелетообразными сфинксами где-то в районе Крестов в том же Питере. Ещё помнится, ММ был закадычным другом Владимира Высоцкого. Отторжение творчество Шемякина не вызывало, но и особо не трогало. На этом мои знания заканчивались.
Когда в руки мне попалась «Моя жизнь…» (сама заказала для Сектора искусств по принципу «шоб було!..»), я открыла наобум этот массивный том на случайной странице, прочитала абзац и поняла, что я это обязательно прочту. И прочитала залпом огромный фолиант, буквально за четыре дня. Сложно сказать, чего судьба больше отсыпала Шемякину – талантов или испытаний. Наверное, и того, и другого в полной мере. Своеобразные (и это мягко сказано) родители, давление идеологии, невозможность учиться и работать по призванию, дурдом с принудительным лечением, отшельничество и монашество, доносы и клевета от, казалось бы, друзей и соратников. Кстати, как выяснится позже, не КГБ выдавило Шемякина из СССР, а, по сути, Союз художников (!). Как при такой доле умудриться не сломаться и, пардон за вульгаризм, не скурвиться – для этого надо быть абсолютно самодостаточным, независимым и духовным человеком. И именно таким Шемякин и оказался. Это редкое сочетание - гениальности и порядочности – счастливо воплотилось в этом человеке.
Я просто в восторге от этой книги, от таланта рассказчика, от иллюстраций (весьма иногда, гм, специфических); огорчает меня только тот факт, что продолжение, учитывая, что эту часть ММ писал одиннадцать лет, мы увидим не скоро, если дождемся вообще...
Книгу можно рекомендовать всем, кто любит мемуарный жанр, а так же тем, кто интересуется современным искусством. По поводу 18+ : на весь огромный текст буквально пару раз встречаются матерные слова, и, как я уже заметила выше, есть несколько иллюстраций, что, называется, на грани – но вполне органичных в контексте. Иллюстрировал свою биографию сам автор, принципиально отказавшись от фотографий…
Книгу можно взять в библиотеке им. Л.А. Гладиной

Комментариев нет:

Отправить комментарий