Светлана Олеговна Павлова — молодая писательница нового поколения: резидентка Дома творчества Переделкино, выпускница «Creative Writing School» и «WLAG», а также магистратуры «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ. Роман «Голод» вошел в лонг-лист премии «Лицей». Преподавательница писательского мастерства и старший редактор «РБК Стиль».
Чтобы объективно оценивать автофикшн, надо понимать, что этот жанр и автобиография – разные вещи. Это такая биография автора, которую он художественно преобразовал: допустим, поменял себе родителей, придумал/додумал друзей/врагов, добавил ужасов (или наоборот, романтики) в свою судьбу. Хотя основные жизненные коллизии соблюдаются, повествование ведётся от первого лица и возникает обманчивое впечатление, что перед тобой распахнули душу.
Основная коллизия «Голода» - это именно голод, поскольку главная героиня Лена страдает расстройством пищевого поведения (для краткости – РПП) и всю сознательную жизнь сидит на диетах. На этом все совпадения с реальной Светланой, стремившейся в своё время весить 40 килограмм, заканчиваются – если верить её интервью, у Светланы, слава богу, не было таких родителей и любовников, которыми автор наградила свою ГГ.
…Книжной Лене тридцать лет, на первый взгляд она вполне успешна: живет в Москве, работает в непыльном офисе копирайтером, ещё достаточно молода. Семьи пока нет, но есть ипотечная квартира и булемия. Лена сидит на жесткой диете, поскольку мечтает выглядеть современно и красиво, то есть, на взгляд обывателя, как узник Бухенвальда. Поэтому сначала она наедается до отвала, а потом это всё, пардон муа, выблёвывает.
У Лены была, по закону жанра, токсичная мамаша, жившая в режиме «гуляй, шальная императрица!..» и быстро сгоревшая. Отец был, да сплыл ещё в раннем детстве. Но осталась любящая бабушка, и это единственный вменяемый человек на всё повествование. Потому что Светлана наказала своё альтер-эго ещё и абьюзивным любовником Сергеем, которого можно было удержать возле себя только акробатическими сексуальными экспериментами с элементами косплея, а после него – Ваней-клептоманом. Ещё у Лены, как будто этих двоих мало, на работе начальница Татьяна Борисовна, такая яркая бизнес-стерва, которую Лена одновременно ненавидит и обожает, и перед которой судорожно пытается выслужиться…
У меня осталось какое-то невнятное впечатление от прочитанного.
Во-первых, тема мне не близка. Хотя я знаю, что такое голод, голодные обмороки, сны про еду, и даже как выглядят голодные галлюцинации – спасибо студенческой жизни вдали от родителей на 37 рублей 40 копеек повышенной стипендии при талонной системе на продукты, и этой долбанной Перестройке в целом (Горбачёв, гори в аду). Так что добровольно повторять этот опыт - из любых эстетических соображений - я не буду никогда.
Во-вторых, меня уже начал пугать этот поток окололитературных исповедей, словно скроенных по одному шаблону: ущербное детство*чокнутые родители*травмирующий сексуальный опыт*друзья-предатели*начальник-придурок.
С другой стороны, я понимаю, что литература это отражение жизни и социума, а социум, если брать в пример сюжет «Голода», диктует определенные требования к внешности «успешной» женщины, и часто эти требования не только со здравым смыслом, но и с жизнью несовместимы. Однако, если текст претендует называться художественным, одной исповедальности мало. Кроме того, «Голод» - это стопроцентно женское чтение, не представляю мужчину, который это будет читать. Из женской аудитории понравится тоже, думаю, многим, особенно тем, кто так фанатично худел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий