Колм Тойбин (род. 1955) – современный ирландский писатель. Закончил Дублинский университетский колледж, работал учителем английского в Испании. Вернулся в Ирландию, где построил журналистскую карьеру. Колм Тойбин — автор нескольких травелогов (путевых очерков), двух сборников рассказов и семи романов, в числе которых «Бруклин» (2009), экранизированный в 2015 году. У писателя несколько литературных премий. Сейчас Тойбин преподает английскую литературу в Колумбийском университете и читает лекции как приглашённый профессор в университетах Великобритании и США.
Есть у Тойбина два романа, которые можно назвать литературоведческими (хотя, скорее, это романизированные биографии), так как они посвящены жизнеописанию известных авторов – «Волшебник» о Томасе Манне, и «Мастер» - о не таком популярном у нас классике американской литературы Генри Джеймсе.
Генри Джеймс (1843-1916) довольно значимая фигура в мировой литературе, особенностью его стиля можно назвать упор в произведениях на внутреннюю, духовную жизнь персонажей - описание переживаний героев Джеймса превалируют над событийной линией в сюжете. Ещё «фишкой» его романов можно назвать акцент на наивности, прямолинейности жителей Нового Свете перед хитростью и коварством европейцев. Сам Джеймс, уроженец Нью-Йорка, долгое время жил в Европе, так что, видимо, имел все основания для такого умозаключения. Ещё любопытный момент в биографии писателя – Джеймс не только был знаком с нашим Тургеневым, но и испытал в своём творчестве сильное влияние последнего: в некоторых романах Джеймса мелькают герои-революционеры, а позже он увлечётся мистическими сюжетами (самый известный – «Поворот винта», о юной девице, угодившей в гувернантки к двум неоднозначным детишкам. Возможно, интерес к призракам и выходцам с того света спровоцирован ещё и увлечением родственников писателя спиритизмом).
Тойнбин, по сути, скопировал манеру своего героя – весь роман основывается именно на размышлениях и душевных метаниях Генри. Повествование начинается с оглушительного провала пьесы Джеймса (а он-то рассчитывал на фуррор!) и писатель впадает в натуральную депрессию. Не добавляет ему вдохновения и тот факт, что его литературный соперник, ненавистный Оскар Уайльд, купается в лучах славы – комедии модного декаденствующего эстета, напичканные остроумными диалогами, пользуются оглушительным успехом (и, кстати, никто не догадывается, что впереди Уайльда ждёт полная жизненная катастрофа, и близко несравнимая с неприятностями Джеймса).
Душевное равновесие должны принести путешествия, и весь роман Генри бесконечно передвигается по Европе, невольно сталкиваясь с различными знакомыми, полузнакомыми людьми, поклонниками своего таланта. Невольно потому, что по натуре Джеймс был довольно необщительным и даже мизантропом. Успокоится Генри только в финале романа, когда наконец станет полноправным владельцем родового гнезда, Лэм-Хауса, где вполне будет комфортно себя чувствовать в абсолютном одиночестве… Литературоведам вообще ничего не известно о личной жизни писателя, что позволяет здесь биографам додумывать и предполагать в меру своей, скажем так, искушённости и желания соответствовать повестке. Тойнбин тоже не остался в стороне, периодически ввергая своего героя в двусмысленные ситуации, которые, однако, благодаря то ли вялому темпераменту, то ли элементарной трусости и нерешительности, ни к чему в итоге не приводят.
Вообще, «Мастер» это такой неторопливый, добротный текст в лучших традициях классического романа, которому ещё повезло с русским переводом. Кстати, в книге есть интересное послесловие переводчика, Елены Калявиной, где она обращает внимание не только на многослойность романа и стилизацию писательской манеры Тойбина «под Джеймса», но и на своеобразный квест «угадай произведение по замыслу», когда предлагается вычислить, какие события в жизни Джеймса позже отразятся в его романах. Короче, «Мастер» - книга для поклонников жанра интеллектуального романа и вдумчивого чтения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий