О Крейге Маклее известно немного – канадский автор, за свою «Книжную лавку» получил премию Words Award как за лучший роман в категории «Художественная литература».
Книгу взяла по трём причинам:
1. Понравилась обложка.
2. Открыла наобум – наткнулась на пару остроумных фраз, плюс мозг сразу зафиксировал хороший стиль и перевод.
Роман, если мыслить советскими категориями (а они вбиты в мою голову той системой образования, похоже, что навсегда) можно было бы определить как производственный. Здесь для этого есть все декорации - дело происходит в книжном магазине, нас попутно знакомят со спецификой этой работы (закупка книг, возврат «неликвида», бухгалтерские заморочки, способы расстановки литературы, особенности работы в детском отделе), «трудовыми буднями» и «трудовым коллективом».
Трудовой коллектив пёстрый и, что напомнило мне нынешнюю ситуацию в библиотеках, собранный с миру по нитке – никто, за исключением главного героя – в прошлом журналиста, в будущем писателя – не имеет ни к литературе, ни к книгам ни малейшего отношения и, похоже, интереса тоже. Отношение у них к книжной лавке как к транзитной станции: пересидеть в ожидании лучшего места – ну нет в городе другой работы, чтоб и крыша над головой и светло и чисто – обусловило и финал книги: магазин сгорел, на его месте быстро возвели что-то более рентабельное и отвечающее духу времени, и никто из героев особо не расстроился… Напротив, дальнейшая их жизнь даже улучшилась. Пока сидели среди книжных полок, вязли в комплексах и проблемах, стоило развеяться пеплу от пожарища – как по мановению волшебной палочки народ обрёл всё: от материального благополучия до взаимной любви.
Автор острил и искрился ровно полкниги, потом возникло ощущение, что устал, некоторым образом: превращать роман в социальный не смог или не захотел (а там было, где развернуться), гнать дальше водевильную линию тоже не имело смысла – выдохся. Крейг поступил, как сценаристы затянувшегося сериала: быстро разрубил все гордиевы узлы сюжета, отмыл нерях, соединил разлученных, поженил влюблённых, наградил, кого надо, младенцами и, главное, всем нашёл работу и обеспечил карьерный рост. Как понимаете, никто в книжной индустрии не остался – какая там личная жизнь и карьера! Особенно раздражала сахарно-пряничная жизнь главного героя в финале, лихорадочно изложенная на последних 10-15 страницах: с женой-кинозвездой, ребёночком-ангелочком и Вуди Алленом на дружеской ноге. Удивительно, что во дворе их виллы не забил нефтяной фонтан или вдруг не обнаружилось родство с принцем Уэлльским…
Может, говорит во мне русская ментальность – начиналось-то всё, как повесть о лишних людях, неприкаянных и потерянных и не то, чтобы трагедии ждёшь в конце, или духовного катарсиса а-ля Достоевский, но чего-то явно более сложного, чем хэппи-энд в стиле слащавой старушки Барбары Картленд… Несовпадение заявки в начале и финала книги – вот это и вызвало разочарование.
И ещё, как вычитала у таких же недовольных в отзывах из интернета, главная «замануха» в сюжете - магазин книг - в сущности, ни при чём. Если действие перенести в другие декорации – магазин бытовой техники, офис, мастерскую, кухню ресторана – ничего не поменяется в романе…
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий