Кэтрин Карен Данн (1945 – 2016) родилась в Гарден-Сити, штат Канзас, в многодетной семье. Мать – художница, пятеро детей. Отец от них ушел, когда Кэтрин ещё не было и двух лет. Мать снова вышла замуж и семья стала кочевать по стране. В одном городе штата Орегон Кэтрин ходила в среднюю школу, в другом, позднее, училась в колледже. Изучала философию и психологию. Тогда же начала заниматься писательской деятельностью. Во время рождественских каникул в 1967 году Кэтрин встретила мужчину, с которым провела следующие 10 лет, по-прежнему путешествуя по миру. Сын родился в Дублине, Ирландия. Когда мальчику пришло время учиться в школе, Кэтрин вернулась в Портленд, штат Орегон. И прожила там до самой смерти. Чтобы сводить концы с концами, бралась за любую работу и подработку. Работала по ночам в барах, днём – на радиостанции читала рассказы, писала статьи, работала над своими романами. Преподавала творческое письмо в колледже. Профессионально писала о боксе, сотрудничала с глянцевыми журналами. В 1989 году в свет вышел роман «Любовь гика», который сделал её по-настоящему знаменитой и сразу стал финалистом Национальной книжной премии. Умерла Кэтрин Карен Данн в 2016 году от рака лёгких.
В 2018 году культовый роман Кэтрин Данн «Любовь гика» переведён на русский язык и опубликован издательством АСТ.
Это роман о жизни одной цирковой семьи. Алу Биневски достался в наследство бродячий цирк. И, чтобы не переживать о приходяще-уходящих артистах, которые обеспечивают жизнеспособность цирка, Ал решил наполнить принадлежащее ему заведение работниками, сделанными им же самим. Эту идею полностью поддержала Хрустальная Лил, работающая гиком в этом цирке. Гик - это артист, изображающий безумие. Он в белых одеждах важно вышагивал по арене в окружении живых кур. Затем начиналось безумие с откусыванием курам голов и разбрызгиванием их крови вокруг. А так как Ал серьёзно увлекался медициной, то они с Лил решили родить и воспитать не акробатов, жонглёров или трюкачей, а физически уродливых и жутких особей. Ал прописывал курс сильных таблеток, мышьяка, кокаина, радия, различных сильнодействующих веществ, а Лил старательно всё принимала, согласно курсу лечения. На каждую беременность – свой курс. В результате «причудки» - как ласково называл их Ал – все были разные. Артуро – Водяной мальчик – вместо рук и ног имел недоразвитые ласты, как тюлень. Олимпия – от лица которой и идёт всё повествование – лысый, горбатый карлик-альбинос с розовыми глазами. Ифи и Элли - сиамские близнецы. Младший – белокурый красивый мальчик Цыпа – внешне был нормален (и его из-за этого чуть было не выбросили в младенчестве на улицу), но обладал даром телекинеза. Не выжившие причудки бережно сохранены в формалине. Их банки еженедельно чистятся до блеска и демонстрируются желающим за отдельную плату.
Роман состоит как бы из двух частей. Как бы – потому что обе части переплетены и первая часть вписана во вторую. Первая, основная часть книги, - собственно рассказ о жизни семьи Биневски. Читается тяжело. Кроме физических уродств, персонажи глубоко морально уродливы. И их поступки оставляют тяжелое впечатление. Даже после книг про концлагеря не остаётся таких осадков. Эта часть - о культе личности, о зарождении и процветании культового движения в стране. Цитата: "Мы создаём лидера, выделив из сидящей толпы того, кто стоит в полный рост. Возможно, ему не хватило стула. Или колени не гнутся из-за артрита. Неважно. Нам достаточно просто сидеть, когда кто-то стоит, и всё – жертва готова". Лидер становится заложником толпы. Он главный и авторитетный, но всё же контролировать всех и вся ему не по силам. И не всегда всё развивается так, как он задумал.
Вторая часть романа написана в детективном ключе и происходит в настоящее время. Читается легко, увлеченно и с удивлением. Она про то, почему женщины в мире мужчин не могут добиться чего-то значимого в жизни, даже будучи умны и талантливы.
Как пишет Галина Юзефович: « Расшатывая все границы, размывая очертания привычного мира, подвергая сомнению всё, что можно (а заодно и то, что традиционно считается несомненным), Кэтрин Данн твёрдой рукой намечает в своём романе границы нового – фантасмагорического и вместе с тем пугающе реального – мира. Мира, к которому мы приближаемся уже двадцать семь лет; мира, контуры которого с каждым годом всё яснее проступают на горизонте».
Однозначно, роман не оставит никого равнодушным. Но рекомендовать его я бы не рискнула. Чем-то "Любовь гика" напомнила мне "Заводной апельсин" Энтони Бёрджесс.
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий