четверг, 20 декабря 2018 г.

Яна Вагнер «Кто не спрятался»

О Яне Вагнер известно немного: родилась в 1973 году в Москве, фамилию получила от матери-чешки, закончила университет, работала переводчиком, много путешествовала, на сегодняшний день имеет семью, живет в Подмосковье. Прославилась дебютным романом «Вонгозеро», номинировалась на разные литературные премии. 
«Кто не спрятался» её последний (или как теперь принято говорить – «крайний») роман. Судя по аннотациям, жанр всех книг писательницы – психологический триллер. «Кто не спрятался» - не исключение. Хотя завязка сюжета обозначена в самом что ни есть классическом детективном ключе а-ля Агата Кристи: замкнутое пространство, временно лишенное связи с внешним миром, компания «друзей» и труп – дело явно дружеских рук, ибо больше тут некому. Так и в «Кто…» - 9 человек, наши соотечественники, отправляются в горную гостиницу где-то в бывшей стране бывшего соцблока – совместить приятное с полезным – отдохнуть и заодно изваять на натуре очередное «телемыло», т.к. герои наши люди творческие.
Тут и режиссёр (пьяница), и сценаристка (ремесленник), и «звезда»» (стареющая стерва), и спонсор всей компании (быдло с деньгами и сопливой женой-моделькой) и прочие мужья-жёны. Ёще сопровождающий – местный с издевательским для кино-шаражки именем Оскар, больше всех по жизни ненавидящий немцев и русских (наследие Второй мировой и Варшавского договора) и, по иронии судьбы, только их и обслуживающий – больше желающих из более приятных наций на этот скромный курорт не находится, не Куршавель, поди. На обложку налеплен знак 18+ из-за одного-единственного (!) матерного слова на весь текст, которое, такое короткое, вполне можно было заменить длинным предложением «сейчас всё разлетится к чёртовой матери» и не портить жизнь книжным магазинам и библиотекам. Но я бы поставила на роман 40+, ибо читателям до этого возраста роман будет просто неинтересен. Потому как речь идёт в основном о пресловутом кризисе среднего возраста и пока ты не перешагнул этот роковой рубеж, метания героев и причины их поведения будут просто непонятны. Уже к странице 30-й становится не так уж и любопытно, кто порешил заносчивую «звезду» (меня лично удивляло, как она вообще дожила до своего бальзаковского возраста и почему ей не свернули шею раньше), Вагнер пускается в подробнейший пересказ предыдущей жизни героев и погружает в психологию взаимоотношений этих людей так глубоко, что уже и читателю и самим участникам преступления труп в гараже никак не интересен. И выясняется, что всё благополучие и благолепие тёплой компании – фикция, и не так уж они талантливы, красивы и любимы, что никакой дружбы нет и в помине, и семейное их счастье показное и шито белыми нитками, и у всех рыльце в пушку, скелет в шкафу и фига в кармане. Напомнило пьесу Дж. Б. Пристли «Опасный поворот». 
Не знаю, понравился ли мне роман, он оставляет тяжелый осадок (наверное, у меня тоже кризис того самого возраста), несмотря на более-менее благополучный финал. Вагнер к тому же пишет очень подробно и неторопливо (жертву убивали чуть ли не на двадцати страницах), а это на любителя; хотя стиль и слог у неё хороший. Наверное, книга для тех, кто любит классические английские детективы и сюжеты, в которых психологии больше, чем действия. 
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке

Комментариев нет:

Отправить комментарий