Герман Кох (род. 1953) – популярный голландский писатель, журналист, актер, телевизионный продюсер, автор психологической прозы. В биографии Коха есть любопытный факт - некоторое время он жил в Финляндии и России, где изучал русский язык. Писатель женат, у него есть сын Пабло.
На сегодняшний день ГК автор нескольких книг; имеет литературные премии. «Спаси нас, Мария Монтанелли» является дебютным романом писателя. Книгу любят сравнивать с сэллинджеровским «Над пропастью во ржи» (тема подросткового бунта, осознания себя в мире и т.п.), а, по сути, Кох, видимо, описал собственное взросление в стенах престижного лицея, и его герой гораздо взрослее, непримиримей и злее своего литературного предшественника. Название – аллюзия на учебные заведения имени Марии Монтессори. Для тех, кто не в курсе – была такая реформаторша от педагогики, изобретшая собственную систему, основанную на идее свободного воспитания. Только вот, как заметил однажды ГХ, к такому счастью он сам в подростковые годы оказался не готов. Не все подростки способны справиться с предоставленной свободой, и – о, ужас! – не каждому-то она и нужна в те годы. А некоторым так и просто противопоказана.
Весь текст – монолог от имени подростка, обиженного на весь мир. Сам герой из вполне себе обеспеченного класса, не «золотая молодёжь» конечно, но из семьи, которой вполне по карману отправить своего отпрыска в пафосное учебное заведение. Дома, однако, благополучие показное – смертельно больная мать, отец, уже открыто живущей с другой женщиной. Здесь мальчишка, по сути, никому не нужен. В лицее, с его «свободой», не нужен и подавно. Герой (не могу вспомнить имени, ощущение, что оно так и не прозвучало) саркастично описывает одноклассников, учителей и собственных родителей. Учителей презирает (кроме двоих), к одноклассникам равнодушен, предсказуемо ненавидит отцовскую зазнобу. Эту тоскливую рутину разбавляет появление нового ученика Яна, на свою беду инвалида-дауна, радушно принятого руководством лицея (как же, инклюзивное образование) в монтанеллиевских стенах. История, в общем, о том, как наш подросток стал свидетелем нелепой смерти инвалида; иногда в рецензиях пишут и «виновником», но вины здесь его нет никакой. Виновата система, отправляющая больных детей в условия, в которых они не способны просто выжить, не говоря уж о пресловутой ожидаемой «социализации». [В качестве ремарки: «Спаси нас…» - лучшее подтверждение того, что то, что так радужно выглядит в филантропических грёзах и красивых псевдопедагогических теориях, на практике не работает совсем. Всегда была уверена в том, что инклюзивное образование – не что иное, как попытка государства сэкономить на специальных коррекционных учреждениях и педагогах, цинично прикрытая словесами о «социализации», «равных правах» и т.п.]
В чем смысл или посыл романа, однозначно трудно сказать. По сути, ни сюжета, ни какой-то новаторской идеи в «Спаси нас…» нет. Раздражённый на весь мир подросток (вокруг одни уроды), этот самый мир, в котором, в общем-то, ничего особенного не происходит (жизнь – д…мо), текст в форме монолога (что вижу, о том пою) – по этому шаблону скроены все книги о переходном возрасте. Нет правых, нет виноватых. Герой вырастет и превратится в писателя Германа Коха – слава богу, трансформирует свой протест в творчество, а не пойдёт жечь напалмом инновационные лицеи или сбрасывать с мостов «особенных» граждан, что потом адвокаты объясняли бы детской травмой…
Книга не только для подростковой аудитории, но и для педагогов и для родителей.
Книгу можно взять в городской детско-юношеской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий