Доменико Дара (1971 г.р.) — современный итальянский писатель. В 1996 году закончил филологический факультет Пизанского университета, позже занимался издательской деятельностью. Дебютировал в литературе в 2014 году романом «Краткий трактат о совпадениях», ставшим победителем нескольких литературных итальянских премий. Второй роман «Заметки о небесной механике» стал также премиальным. В 2020 году Дара опубликовал новый роман «Мальинверно», получивший положительные отзывы критиков. Женат, имеет троих детей. Живёт и работает в Милане и Вальброне.
Итак, «Мальинверно». Заглавие – фамилия главного героя, молодого человека с нестандартным для современной Италии именем Астольфо. С именами в родном городе героя Тимпамара вообще всё интересно – по сюжету, в нём находится бумажная фабрика, перерабатывающая макулатуру, такое градообразующее предприятие, где рабочие, принимая горы книг, вышедших в утиль, невольно цепляли глазом красивые, на их взгляд, имена в обрывках текстов и затем давали их своим детям. В результате по Тимпамаре ходили не банальные Марии и Джузеппе, а Демокриты, Вольфганги, Гаргантюа, Валькирии, Армиды, Ахиллесы и Дездемоны. В романе мелькает даже Фёдор (привет Достоевскому) и бездомный барбос по имени Каштанка.
Наш Астольфо родился хромым, с детства пристрастился к одиночеству и чтению. Вполне ожидаемо стал единственным библиотекарем в единственной городской библиотеке. Дальше пошло интересное – видимо, все чиновники везде одинаковы, мыслят по одному алгоритму, и мэр города призадумался – а достаточно ли нагружен работой наш библиотекарь?.. А пусть-ка на полставки поработает ещё кладбищенским сторожем, благо там тоже есть одна книга, которую надо регулярно заполнять. Прекрасно – пришел с утра, открыл кладбище, помог гробовщикам, если надо, полил цветочки, убрал мусор, к обеду сбегал в библиотеку, пообслуживал читателей, а вечером опять на погост – закрыть ворота. (Надеюсь, этот роман не попадёт в руки отцам нашего города, а то они возьмут на заметку, как ещё можно угробить оптимизировать местные библиотеки). Поскольку это было предложение, от которого нельзя было отказаться, Астольфо приступил к своим вторым обязанностям.
Что обычно случается с одинокими, но начитанными/творческими/романтическими людьми?.. Как правило, они начинают создавать себе кумира, недосягаемую мечту, идеал, и начинает ему служить. Однажды Астольфо наткнулся на своей территории на безымянную могилу, где не было ни имени погребённой, ни дат, но была фотография очень красивой женщины. Она и стала для несчастного библиотекаря навязчивой идеей – он придумывает мёртвой незнакомке имя (Эмма – в честь героини Флобера), биографию, голос, характер, фантазирует о том, как, сложись обстоятельства иначе, они могли бы встретиться…
Ежедневно Астольфо посещает могилу, ухаживает за ней, и однажды обнаруживает, что посещает свою даму сердца не он один. В один прекрасный день он сталкивается на могиле с…ожившей копией Эммы во плоти. Первая мысль у Астольфо (и читателя), что наш герой таки рехнулся на почве одиночества и воздержания. Однако нет – Эмма №2 не фантом и не галлюцинация, а реальный человек. Дальше рассказывать не буду, хочу только заметить, что Дара не припас хэппи-энда ни для Астольфо, ни для библиотеки, ни для живой Эммы, ни для читателя в целом. И это очень грустно, потому что Астольфо в финале похоронит и свою любовь, и надежду на счастье, и первую профессию и, по сути, всю городскую библиотеку на кладбище, где навеки застрянет и сам…
В целом роман мне понравился, он очень профессионально написан и качественно переведён, и, думаю, должен понравиться многим…
Книга поступит в фонды городских библиотек в текущем квартале
Комментариев нет:
Отправить комментарий