Жан-Кристоф Гранже погружается в пучины человеческих пороков. Будучи репортером, он прекрасно знает, чем можно возбудить людское любопытство. В своих книгах он, кажется, охватил всё из арсенала жёлтой журналистики – сексуальные перверсии, каннибализм, самые разнообразные психологические отклонения и связал все это с любимым своим пунктиком – евгеникой. «Сделаем этот мир чище и лучше!» – эти слова можно поставить эпиграфом почти ко всем его романам. Мне было интересно проследить, как он в каждом своем романе развивает ту или иную нетривиальную тему.
Роман «Черная линия» густо замешан на крови. Мать-нимфоманка так допекла своего сыночка, что в день своего 14-летия он выпустил её «дурную кровь» - и это закрепилось у него с половым созреванием. Отсюда результат – сексуальное удовольствие он получает при виде текущей венозной крови – и не абы как, а соблюдая особый ритуал, при котором используется редкий вид меда. Уже тут некоторых, особо чувствительных людей, может затошнить. При этом, оказывается, каждодневное прятанье в душном шкафу вырабатывает у ребёнка фантастическое дыханье – апноэ. В итоге вырастает маньяк, шифрующийся под спортсмена-подводника.
В романе «Мизерере» прослеживается любимая Гранже неофашистская тема, поднятая еще в его первом романе «Пурпурные реки». Евгеника и садизм, рафинированное любование человеческими страданиями - и все это на фоне необыкновенных, прямо таки мистических возможностей человеческого организма. Ребенок, поющий в церковном хоре ангельским голосом, - сектант-убийца, этим же голосом убивающий.
Герой романа «Лес мертвецов» приличный с виду психолог, эстет и любитель живописи, обладающий харизмой и бешеным обаянием. В его бархатный голос влюбляется главная героиня (между прочим, судебный эксперт). Психолог носит в себе 4 личности, одна из которых Мистер Хайд собственной персоной – дикарь, каннибал и маньяк. В романе есть и заповедные леса, и кровавый режим диктатора Самосы - репортерские корни Гранже дают о себе знать.
Главная тема романа «Присягнувшие тьме» - одержимость врагом человеческим. А может, все гнусности, описанные в этом романе, делают обыкновенные, а совсем не одержимые люди? И если в середине романа еще «мерещатся рога», то к концу понимаешь, что в людских пороках виноваты только сами люди.
«Канкен» - последний роман Гранже. Маньяк по кличке Феникс не просто убивает, а делает из этого целый садистский ритуал. Не обошлось, как всегда у Гранже, без тяжёлого детства. Плюс ко всему наш герой – гермафродит, мужчина и женщина в одном лице. Но это сквозная линия, а в центре сюжета выслеживающий маньяка инспектор. Не просто обычный здоровый французский полицай, а муж японской фотомодели с очень непростой семейной жизнью. Настолько непростой, что непонятно, откуда взялись дети в этом семействе, а они есть, вопреки всей логике текущих событий. Вот такой детективчик. Да, кстати, канкен – это очень тонкий и острый нож, которым жены самураев делали сепуку (харакири для женщин).
Несмотря на то, что сложно назвать психопатологические навороты Гранже детективами, то бишь развлекательным досуговым чтением, от текста невозможно оторваться до конца – не зря несколько книг этого автора экранизированы, например те же «Багровые реки» с Жаном Рено, «Братство волков» и «Братство камня» с Моникой Белуччи.
Книги можно взять во всех библиотеках города.
Комментариев нет:
Отправить комментарий