Саша Филипенко родился в 1984 году в Минске. Окончил филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Работал сценаристом и вёл собственное шоу на российском телевидении. В 2014 году его дебютная книга «Бывший сын» была отмечена «Русской премией». Последний роман Филипенко «Травля» вошёл в шорт-лист премии «Большая книга» за 2016 год. Книга блестяще написана, текст безупречен, на мой взгляд, в нём нет ни одного лишнего слова. Структура романа построена по принципу музыкального произведения (сонаты): в нём есть главная, связующая, побочная партии, паузы, крещендо, кода. Это усиливает накал повествования, делает его стремительным, напряжённым, напористым, буквально «на грани нервного срыва».
Подзаголовком к роману я бы поставила название «Исповедь негодяя». Жанр произведения можно определить как политический роман. Главный герой, журналист Лев Смыслов, одержим «золотым тельцом». Когда-то его отец был процветающим бизнесменом, но наступили тяжёлые времена, он разорился, затем его не стало, и Лев, отравленный богатством, комплексует из-за понижения своего социального статуса и отсутствия брендовой одежды. Наконец судьба ему улыбается, и он срывает джек-пот: Льву удаётся жениться на дочери главного редактора газеты. Смыслов получает повышение по службе, живёт на широкую ногу, возит свою содержанку на уикенды в Европу. Но однажды он опять всё теряет: жену, работу, бешеные доходы. И тогда главный герой начинает зарабатывать на жизнь троллингом: он должен травить и компрометировать известных оппозиционеров.
Апофеозом его грязной работы становится организация травли журналиста Антона Пятого. Поражает, как талантлив и изобретателен человек в искусстве мучить другого человека. С каким азартом и удовольствием Смыслов разрабатывает план этой травли, придумывает всё новые способы медленной, мучительной казни для человека, вина которого состоит лишь в том, что он честно выполняет свою журналистскую работу: разоблачает проворовавшегося чиновника. В романе проводятся параллели между травлей медведя и человека (страшные, натуралистические сцены). Порой кажется, что мы читаем о мире животных, где всё подчинено только низменным инстинктам. Бездуховность главного героя, его душевная пустота заполняются примитивными интересами и ничтожными мечтами: «Хочу спать на дорогих простынях, хочу женщину с квартирой на Невском»,- говорит он. Как, и это всё?! И ради этого ты готов на любые мерзости? Мне главный герой чем-то напомнил Жоржа Дюруа из «Милого друга» Ги де Мопассана, но только российского разлива: он более циничный и жестокий. Тип негодяя постепенно эволюционировал и превратился во Льва Смыслова.
В «Травле» изображена сегодняшняя Россия, автор прозрачно намекает на события, хорошо знакомые нам по сводкам новостей. Например, он рассказывает об офшорном скандале, удивительно похожем на недавно нашумевшие «Панамские бумаги». Или упоминает о любовнице влиятельного чиновника, которую выпустили из заключения. В какой-то степени «Травля» - это памфлет на современную Россию, очень хлёсткий и смелый. Филипенко сканирует проблемную ситуацию, ставит больному обществу точный диагноз и выносит ему свой вердикт. Он противопоставляет политическим реалиям нашего бессовестного века нравственные категории, которые всегда беспокоили думающих людей: добро и зло, правда и ложь, неподкупность и продажность прессы. Умным, честным и порядочным людям не выжить в коррумпированном, циничном и жестоком обществе, считает автор, они обречены на гибель. Троллинг бескомпромиссного журналиста Антона Пятого заканчивается трагедией, но Смыслов не рефлексирует по этому поводу, ведь у него впереди большие перспективы. Травля продолжается…. Кто следующий?
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий