Кажется, Энн Тайлер в её творчестве больше всего волнует – может, как женщину – тема воспитания детей и, если можно так выразиться, последствия этого воспитания. Из двух попавшихся мне на глаза её книг (вышеупомянутой и «Катушки синих ниток») обе – об отчуждении в одной семье не только между детьми и родителями, но и между близкими родственниками – братьями , сёстрами и т.д.
Сюжет «Обеда…» - это история семьи Тулл на протяжении первой половины 20 века. Когда читала, в голову лез термин «капреализм» - уж больно всё близко и похоже на «соцреализм» наших писателей быта и будней простых людей – если поменять географию и имена героев на российские, ничего не изменится. Потому что сюжет вечен и растет на любой – родной ли, иноземной ли – почве.
Главная героиня, «матриарх» семьи, Перл одна растит троих детей – мальчиков Коди, Эзру и девочку Дженни. Муж, как водится, «устал» (от всего и сразу – безденежья, ворчливой жены, проблемных отпрысков) и тихо слился. Сначала под видом длительных командировок, а потом и вовсе исчез на 30 лет. Причем, по мере чтения, выясняется, что трудно назначить виноватым однозначно либо его, либо её. Ужасно другое – крайними оказались дети. Потому что Перл, как нередко бывает, начинает выживать вопреки и назло – мужу, знакомым, обстоятельствам. Бегство супруга тщательно скрывается – «у него такая профессия». Для детей и любопытных соседей он в вечных разъездах. Кстати, до самой смерти Перл (в преклонных годах) они так и не удосужились официально развестись, что бы положить конец этому странному супружеству и начать каждому нормальную полноценную жизнь. Нет, канитель тянется десятилетиями и бьёт бумерангом по головам детей – сомнительный статус соломенной вдовы мамаша вымещает на отпрысках, начиная остервенело о них заботиться (дружить – с тем, поступать – туда, одеваться – так и т.д. и т.п.), душить сознанием вины (мать на двух работах!!!! а вы!!!!! – не сделали, не убрали, не так ответили, не туда посмотрели и т.д. и т.п.), обрушивая регулярные истерики неудовлетворённой и обиженной женщины на детские головы. Своей личной жизни (равно как и интересов) у неё нет и она успешно калечит её детям: изо всех троих ни у кого не будет нормальной семьи. Потому как в подсознании в их головах, похоже, твёрдо закрепилась мысль о семье как о подобии концлагеря.
Название романа символично. Ресторан принадлежит среднему сыну Эзре, тоскующему о доме - как об уютной, спокойной пристани, которой в его жизни никогда не было. На протяжении всей истории он пытается собрать всех домочадцев – брата, сестру и мать посидеть, наконец-то, за общим семейным столом – то в Рождество, то на День Благодарения. И, что тоже символично, это ни разу не удаётся. Скандалы возникают ещё на стадии закусок и почти всегда на пустом месте – семьи-то как таковой как не было, так и нет, каждый тащит на себе воз столетних обид, взаимных претензий, не в силах ни забыть, ни простить.
Вроде финал книги оптимистичен, не смотря ни на что, но впечатление у меня осталось жуткое. Стоило ли это яростное воспитание и самопожертвование (как всегда – исключительно из благих намерений, которыми вымощена дорога сами помните куда) и инквизиторский надзор (тоже из лучших побуждений – как бы ничего не случилось и как бы никто ничего не подумал) того, чтобы собственные дети тебя сначала боялись и ненавидели, а потом свою жизнь кроили по тому же принципу: вопреки и назло - т.е устроиться как угодно, но только в пику маме с папой и главное, не так, как в родном доме. И ещё этот роман, изданный у нас в 1986 году, показался мне несоизмеримо сильнее, чем новая раскрученная «Катушка синих ниток».
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке, городской детско-юношеской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий