понедельник, 4 декабря 2017 г.

Игорь Малышев «Номах. Искры большого пожара»

Игорь Александрович Малышев родился в 1972 году в Приморском крае. Получил высшее техническое образование. Работает инженером на атомном предприятии. Прозаик, первая книга - «Лис» (2003). Дипломант премии «Хрустальная роза Виктора Розова» (2007), фестиваля «Золотой Витязь» (2011), премий журнала «Москва» (2001) и «Роман-газеты» (2006). Финалист «Большой книги-2017»
«Номах» - беллетризованная биография Нестора Махно. Фигуры, возглавлявшие «понизовую вольницу» всегда привлекали внимание. Вспомнить тех же Пугачева и Разина, о них кто только не писал. Стихийный человек, свободный, натура бешеная, психика нестабильная, до революции в тюрьмах и на каторге Махно крепко досталось. При этом - романтик-анархист, мечтавший о крестьянской идиллии. По стилистике и по жанровым особенностям произведение очень похоже на историческую прозу Сергея Алексеева, писавшего историю в новеллах («Рассказы о Суворове» и др.). Но есть разница - сообщалось в них о вещах достоверных. Малышев рассказывает о вещах невероятных, мифических (одни сны Номаха чего стоят). Но эти сны мне почему-то напомнили Н.Чернышевского «Что делать?» (сны Веры Павловны). Поэтому советую перед чтением всё же освежить в памяти или познакомиться с истиной биографией батьки Махно.
Нестор Махно побуйствовал изрядно, был жесток, постоянно менял союзников (шел на соглашение и с белыми, и с красными), память о себе и след в истории оставил разные. В том числе и как народный защитник, и как человек, пытавший воплотить идеи анархо-коммунизма, и где-то даже преуспевший в этом.
Погулял в прямом и переносном смысле хорошо, а умер не от сабли или пули, что было бы логично для лихого атамана, а от костного туберкулёза. Покинув Россию или Украину (кому уж как сегодня привычнее говорить), оказался не нужным ни Румынии, ни Польше. Как большинство эмигрантов первой волны, попал в Париж, где его идея анархизма оказалась никому не интересна, вынужден был зарабатывать себе на жизнь обычным рабочим на заводе. Умер одиноким в клинике для бедных в Париже в 1934 году. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Ещё одно различие – в литературе бывает жестокость, но она «в рамках». У Малышева жестокости много, много крови и для меня это неприемлемо, слишком. Тем более, что то ли автор хорошо владеет пером, то ли моя богатая фантазия, но картины встают перед глазами ярко. Бесконечно жестоки «номаховцы», мерзко и извращённо жестоки белогвардейцы, жестоки простые селяне и «красные». Жестокости «номаховцев» описываются подробно, они не смакуются, но и не осуждаются; автор параллельно с кровавыми описаниями поэтизирует Номаха (в основном, в снах главного действующего лица (героем назвать Номаха, как и его прототипа я не могу) – описывает его крестьянское детство, как он, будучи раненым, помогает в родах крестьянке - борется-то он за «царство любви».
Произведение получило большой резонанс потому, что появилось «в нужное время, в нужном месте». Когда я читала – перед глазами мелькали события, происходящие в Украине сегодня и возникала мысль, что почти век прошел, а ничего не изменилось. Есть две Украины (два "национальных проекта Украины") - сугубо националистическая (петлюровская) и «махновская» Украина - левая, социальная. Казалось бы, «махновская» Украина - интернационалистическая, братская; её ненависть - не этническая ненависть «к кацапам», а классовая ненависть к «панам». Но отчего же почти все «хлопцы Номаха» носят украинские имена-фамилии, а белогвардеец-садист говорит о том, что его отец, помещик, убитый восставшими, боготворил Достоевского, Бердяева и Толстого, упивался «русской идеей»? С «петлюровской» Украиной проще: российские либералы сочувствуют украинским националистам, но украинские националисты не сочувствуют российским либералам, а всякому мазохизму рано или поздно придёт предел. Ох, как хорошо это видно по теледебатам сегодня! А как быть с «махновской» Украиной? 
Тут же возникает перед глазами читателя и «русский мир», который сегодня тоже расколот: отрезан от родни, разные оценки и разный взгляд на происходящее у «братьев-славян». И возникает вопрос: «А сами-то мы едины?»
Кому будет интересна книга? Она скорее мужская, интересна тем, кто интересуется Гражданской войной, кто хочет понять истоки происходящего с Украиной сегодня (а что же вы хотели, все имеет свои корни). Для нас эта тема сейчас крайне актуальная: почему пошёл брат на брата, сосед на соседа, да еще и с такой жестокостью. 
«Теперь я гораздо острее чувствую, что гражданская война находится очень близко. Практически на расстоянии вытянутой руки. Когда, допустим, читаешь перепалку людей в фейсбуке и видишь, каких степеней достигает временами градус ненависти, становится не по себе. Вокруг масса людей, уверенных, в своей правоте, уверенных, что их понимание будущего самое правильное и благородное. А если даже некоторые из них будут готовы идти до конца, это чревато…» - говорит сам автор в одном из интервью.
Роман опубликован в журнале «Новый мир» №1 (2017), который можно взять в центральной городской библиотеке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий