Александр Мелихов (настоящая фамилия Мейлахс; род. 1947) - русский писатель и публицист, а также - литературный критик, публицист, автор книги «Диалоги о мировой художественной культуре» и нескольких сот журнально-газетных публикаций, заместитель главного редактора журнала «Нева».
Окончил математико-механический факультет Ленинградского университета, работал в НИИ прикладной математики при ЛГУ; кандидат физико-математических наук. Как прозаик печатается с 1979 года, публиковался во многих литературных журналах.
В последние годы А. Мелихов развивает концепцию «человека фантазирующего», рассматривая историю человечества как историю зарождения, борьбы и распада коллективных грез. По этой концепции, «мир разделен на реальность и мечту (грезу, сказку, химеру). Грезы-сказки многообразны, но отличаются, прежде всего, количеством людей ими охваченных. Одна из величайших, существующая для двоих, именуется любовью. Далее идут родовые, классовые, общенациональные грезы и химеры. Сбывшаяся греза называется красотой».
Итак, «учение Александра Мелихова основано на нескольких положениях. Первое. Человека отличает от животного не умение пользоваться орудиями труда, а умение относиться к плодам своей фантазии (фантомам, грезам, идеалам) как к реальным предметам и даже гораздо более серьёзно: „Только человек способен жертвовать во имя того, чего нет, что существует лишь в его воображении“ (запомним это). «Второе. Все низкое в человеке - это маски чего-то высокого. Материальные, „шкурные“, да любые практические интересы и действия важны для человека только потому, что в рамках какой-то грезы становятся для него символами прекрасного, возвышенного, значительного». Это коротко о философии Мелихова.
Всё вышеозвученное необходимо для того, чтобы понять, что, в сущности, хотел сказать АМ в своём «Свидании с Квазимодо». Потому что на первый взгляд этот роман – жизнеописание некой Юлии, судебного психолога, профессиональная задача которой – определять степень вменяемости преступника на момент совершения преступления. Начинается «Свидание…» с описания трех судебных случаев, в которых главные действующие герои, с одной стороны, безусловно, убийцы и подлежат суровому наказанию, а с другой – ещё как посмотреть. Кроме того, под каждое преступление Мелиховым подведён античный аналог (Лукреция, Медея, Сапфо и т.д.) и сразу встаёт закономерный вопрос: почему, к примеру, Медея, безжалостно убившая собственных детей лишь для того, чтобы доконать загулявшего мужа - трагедийно прекрасна, а опустившаяся обывательница, в наши дни сделавшая тоже самое и по той же причине - омерзительна и ужасна?.. Может, потому, что античные Медея и Ясон на фоне средиземноморского пейзажа классически красивы, а спившаяся баба со своим опухшим собутыльником в антураже хрущёвки-гадюшника - безобразны?..
Все криминальные были, щедро рассыпанные автором по страницам романа, по сути, объясняются его же, мелиховской, философией: „только человек способен жертвовать во имя того, чего нет, что существует лишь в его воображении“. На самом деле у этих персонажей не было ни любви, ни дома-семейного очага, ни радужных перспектив в будущем, даже внешняя ослепительная красота их спутников была видна только самим героям. Они придумали себе мир-грёзу, а когда этот мир неизбежно рушился, преступники-жертвы рушили всё вокруг, не в силах вынести эту потерю.
В отличие от своих подопечных, у нашей Юлии было всё: достаток, любящий муж, беспроблемный ребёнок и любимая работа. Но, к несчастью, была и та самая грёза – а именно Красота, погоня за которой так и не научила героиню жить в реальности и ценить то, что она имела. В результате эта грёза, химера Юлию и сгубит.
Можно не заморачиваться мелиховскими философскими вывертами и просто читать книгу как историю обыкновенной женщины, которой хотелось необыкновенной жизни, по её же формулировке - «прожить красиво», а не как все. Поэтому, мне кажется, роман Мелихова будет интересен широкой аудитории - каждый увидит в нём что-то своё.
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий