Йоэл Хаахтела (род. 1972 г.) – современный финский писатель. Получил медицинское образование в Университете Тампере в 1998 году. В настоящее время живет в Хельсинки.
Цитата из интернета, лучше всего передающая впечатление от его книги: «Произведениям Хаахтелы присущи легкость языка и некоторая мечтательность; по стилю его тексты можно назвать импрессионистскими. Хаахтела и сам признается, что верит в существование необъяснимого, в то, что за многими вещами кроется нечто сложное и красивое, иными словами - мистическое».
Никаких других произведений, кроме «Собирателя бабочек», переведенных на русский, обнаружить не удалось, но что-то подсказывает мне, что написаны они, скорее всего, в стиле «Собирателя…» - это какой-то финский вариант Пруста, где события тянутся, как в замедленной хронике, герой живет в мире личных ощущений и переживаний, смакуя каждое впечатление, бесконечно погружая читателя в собственный внутренний мир. На весь роман (правда, он невелик по объёму) – никакой прямой речи, одни пересказы и описания; и хотя в книге заявлена определённая интрига, а у интриги – вполне внятный финал, дело именно во впечатлении от текста, а не в сюжете.
…Сюжет: некий молодой человек, явно находящийся в фазе пресловутого кризиса среднего возраста, неожиданно получает наследство. О кризисе в его жизни нам говорит и зыбкая неустроенность личной жизни (кажется, есть жена, вечно пребывающая в каких-то загадочных разъездах, детей вроде нет), есть какая-то профессия и работа, никаких целей и устремлений не наблюдается, что-то смутное маячит в прошлом, какая-то детская травма: герой очень рано лишился матери при загадочных обстоятельствах… Интрига заключается в том, что имя Генри Ружечки, отписавшего молодому человеку своё «движимое и недвижимое», ничего не говорит последнему. Более того, отправившись в завещанный дом, с целью найти объяснение необъяснимой щедрости дарителя, молодой человек не находит ничего, что бы внесло ясность в происходящее. Зато находит коллекцию бабочек (Генри оказался заядлым коллекционером) и дневник. Пользуясь записями Ружечки, как навигатором, герой отправляется в путешествие по следам таинственного коллекционера и в конце концов находит искомое – точку, где их пути когда-то пересеклись, что объяснило, в итоге, появление будущего завещания Генри.
Общее впечатление от романа – Меланхолия. Именно так, с большой буквы. Сплошная грусть и созерцание. Роман сравнивают с «Улицами Тёмных лавок» Патрика Модиано – о да, похоже… Роман очень эстетский, на любителя, входит во всевозможные списки «интеллектуального чтения» (собственно, там я на него и наткнулась), хорошо читается под соответственное настроение…
Книгу можно взять в библиотеке семейного чтения
Комментариев нет:
Отправить комментарий