среда, 17 ноября 2021 г.

Джон Бойн «История одиночества»

[Из архива 2018 года]. С ирландским писателем Джоном Бойном (род. 1971 г.) читатель знаком по таким романам как «Мальчик в полосатой пижаме» (2006 г., перевод на русский язык – 2010), и «Мальчик на вершине горы» (2015 г., перевод – 2016). Трогательные, проникновенные, психологические романы никого не оставили равнодушными. И если «Мальчик в полосатой пижаме» поражает вероятностью происходящего, то «Мальчик на вершине горы» насыщен эмоциональными и чувственными потрясениями.
Джон Бойн обладает удивительной писательской особенностью: он умеет несколькими предложениями обрисовать глубинное эмоциональное состояние героя, прикрытое стыдливым замалчиванием, неловкими поступками, отрицанием естественного. И каким бы ни был герой – ты ему просто сопереживаешь, понимая и оправдывая его поступки.
И вот – переведён новый роман Джона Бойна – «История одиночества» (2014 г.) и опубликован издательством «Фантом Пресс» в 2017 году. Не скрою, надежд у меня было много. Но…
Этот роман – история жизни ирландца Одрана Йейтса. Простая ирландская семья. Мать, отказавшись от карьеры стюардессы ради замужества, старается экономить и правильно, согласно канонам церкви, вести хозяйство. Отец, рабочий табачной фабрики, мечтающий о сцене и мнящий себя великим актёром (а из талантов у него была лишь природная красота), рвётся к славе и почёту. Они часто ссорятся. Однажды, когда Одрану было 9 лет, его сестре – 7, а младшему брату – 4, отец обвинил их всех в том, что они сломали ему жизнь. Злобно поругавшись с женой, он пригрозил ей забрать самое ценное. В этот период семья отдыхала на сэкономленные матерью деньги на побережье моря. Отец прихватил с собой младшего сына и ушел. Решительно и навсегда. Утопив ребёнка, утонул сам. Мать ударилась в религию и решила, что Одран должен стать священником. И Одран, как настоящий, любящий сын, идёт по этой стезе, убеждая себя, что это его путь…
Роман состоит из глав, повествующих о разных жизненных событиях Одрана, в разные промежутки времени. Как калейдоскоп. Вот 2001 год, а за ним 2006, а потом 1964, и так далее. Все истории вплетаются в единый узор повествования, смысл которого – без прикрас рассказать о важном для Ирландии институте - католической церкви.
Главный герой рассказывает о своей жизни в семинарии, о её распорядке и мальчишках-семинаристах. О службах в приходах, о наставлениях прихожан и опеке шаловливых мальчишек. О Ватикане, о власти и могуществе, об излишней роскоши. О том, как свят и почитаем был человек в одежде священника в детские годы Одрана, и как презрительно и осуждающе относятся к священнослужителям сейчас. Главный герой искренне расстраивается и плачет от бессилия и унижения, когда его голословно обвиняют в педофилии. Эта тема – одна из ключевых. Она постоянно всплывает то тут, то там.
Одран тонко подмечает все нюансы происходящего, но делает вид, что настолько простодушен и наивен, что не хочет эти нюансы осознавать. А может быть, просто боится. Боится признаться, что его старший племянник утратил свою жизнерадостность после того, как «лучший друг» дяди Одрана остался у них на ночь. Боится задуматься, почему маленький мальчишка по ночам в пижаме и босиком бегает портить машину священника. Боится признать, что существуют человеческие чувства и потребности. Боится поверить, что не все священники по доброй воле «несут свой крест». Он в курсе всего происходящего (а всё происходило у него на глазах), но упорно не хочет это признавать. Он до последнего не верит в то, что его лучший друг (хотя мне непонятно, почему Одран считал Тома своим лучшим другом. Только потому, что они 7 лет прожили в одной келье?) – растлитель вверенных ему детей..
И в конце романа Одрану Йейтсу приходит осознание того, что он сам во многом виноват, что «с самого начала я всё знал и ничего не сделал. Я молчал, когда надо было кричать, я убеждал себя, что я выше этого. Я соучастник всех преступлений, из-за меня пострадали люди. Я профукал свою жизнь». Он расстроен, он подавлен, он сломлен. Но он находит в себе силы начать исправлять свои ошибки.
Главный вывод, который сделал Джон Бойн в конце своего романа: «Молчальники виновны наравне с преступниками». И это, как мне кажется, беда любого сообщества.
Книгу можно взять в центральной городской библиотеке

Комментариев нет:

Отправить комментарий