Юрий Каракур (на самом деле – Каракурт) родился во Владимире, здесь же в 2005 году окончил филологический факультет тогдашнего педуниверситета. Сейчас живет в Москве, преподает литературу в лицее. Юрий Каракур давно известен интернет-читателям. Отрывки из книги «Фарфор» печатали на своих сайтах «Сноб» и «Такие дела». Творчество автора оценила популярная писательница Наринэ Абгарян. В минувшем году Юрий Каракур стал обладателем Гран-при премии «Рукопись года». «Фарфор» - первая «самостоятельная» бумажная книга автора, до этого он печатался только в сборниках. Как пишет сам Юрий Каракур, «это книга о детстве, о бабушке, о старушках-соседках на улице Михалькова в Юрьевце, о мебели, о платьях, о смертях, о поезде, о колорадских жуках, о помаде, о бусах, о старых фотографиях». [информация с сайта Лайвлиб].
В течение последних пары лет на отечественную литературную орбиту вышли авторы, чьё детство-юность пришлись на 90-е годы: Э. Галаган, А. Горбунова, Н. Абгарян, О. Васякина, М. Панкевич, В. Богданова. Все эти книги автобиографичны, все разных литературных достоинств, но кажется, скоро тема «святых девяностых» обозначится в русской литературе отдельным жанром – и публицистика не публицистика, и беллетристикой это не назовёшь. Читать всегда безумно интересно, текст цепляет как любая искренняя исповедь, и лично мне всегда странно видеть отзывы, оценивающие эти книги с точки зрения общепринятой морали: ай-яяй, тут ненормативная лексика, здесь маргиналы, а вона вообще лица альтернативных сексуальных предпочтений!.. Атмосфера времени, взгляд ребёнка, подростка на окружающие события и людей – вот что первично, на мой взгляд, как и способность автора погрузить в эту атмосферу.
Юрий Каракур написал свои воспоминания, хрупкие, как фарфор, о том же времени 90-х, о детстве, проведенном среди двух своих бабушек и их пожилых подруг. Вроде ничего не происходит в этом романе – вот десятилетний мальчик Юра, коротающий послешкольный досуг (родители вечно на работе) у бабушки в гостях. И мы погружаемся в быт 30-летней давности: стандартные квартиры с небогатой утварью, вязаные салфетки, тканые половики, дешевые безделушки, походы за посылкой гуманитарной помощи куда-то в метельные городские окраины. Бесконечная «Санта-Барбара» по ТВ вкупе с неотличимыми друг от друга мексиканскими сериальными страстями (господи, Каракур помнит названия этих теле-эпосов, имена героев и даже хитросплетения сюжетов!..). Осенью – непременные походы в лес за грибами и ягодами, зимой – прогулки в тот же лес. Стайки бабушек у подъезда, эти своеобразные клубы «Кому за восемьдесят» (кстати, сейчас подумала – а ведь они исчезли, эти бабушки на скамейках, нет сейчас такого! Куда делись – сидят по домам, модернизировались и освоили интернет?.. Зависли у экранов, зазомбированные чудовищными ток-шоу?.. Оказались в домах престарелых, сданные круглосуточно работающими детьми?..). Юра, видимо, был таким ребенком-интровертом, способным находить удовольствие в обществе пенсионеров, разделять их интересы, не тяготиться однообразными буднями и предсказуемыми выходными. Способным не только созерцать, но и хранить в памяти всех этих типажей, прошедших через его детскую жизнь – никого из них уже нет в живых, но вот они оживают, благодаря «Фарфору»… Подробные описания, витиеватый слог, неторопливо текущее действие, армия персонажей, хронологические скачки сюжета – всё это не мешает чтению; тем, кто любит читать мемуарную литературу, Каракур наверняка понравится.
P.S. Автор меня так заинтересовал, что я посмотрела несколько интервью с ним в интернете. Любопытный товарищ. На одной встрече с читателями ведущая задала ему вопрос, который возник и у меня в процессе чтения – вы, мол, позволили себе быть несколько откровенным в своей книге; но вы же преподаете в лицее, не боитесь реакции учеников на некоторые вещи? На что Каракур не менее откровенно заметил, что сомневается, что эти ученики (как и их родители) вообще что-то читают похожего объёма, а тем более – его книги. Поскольку из лицея преподавателя Каракура до сих пор не выперли блюстители нравственных скреп, писатель Каракур оказался прав. Не знаю, радоваться этому или огорчаться.
Книгу можно взять в библиотеке семейного чтения
Комментариев нет:
Отправить комментарий