Книга родилась из бесед на радиоканале «Орфей» - обычно я, например, не очень люблю, когда интервью, пусть и довольно информативное, превращается в книгу. Как правило, в результате выходит такой недосценарий чего-то. Но бывают и исключения, и, к счастью, «Хороший тон» относится именно к ним – наверное, масштаб личности директора Эрмитажа сыграл свою роль. В предисловии Михаил Пиотровский вспоминает греческих философов-перипатетиков, которые обсуждали проблемы, прогуливаясь (хотя, если мне не изменяет память, вообще вся греческая философия родилась из формата бесед учителей со своими учениками). В итоге получилась своеобразная прогулка-беседа по музею, именно беседа, когда темы перетекают из одной в другую, попутно отвлекаясь на воспоминания, комментарии, но эффекта «сборной солянки» не возникает, настолько органичен текст.
Тем не менее, МП разделил книгу на главы. Открывает книгу, на первый взгляд неожиданно – «Ислам». Но мы помним, что Пиотровский в первую очередь – востоковед, человек, в совершенстве знающий мусульманскую культуру и арабские языки. То, как он преподносит читателю известную аксиому «Восток – дело тонкое», как рассказывает и объясняет нам мусульманское искусство, пересказывает восточные притчи, уверена, заставит многих посмотреть на эту культуру иначе.
«Имена», «Война», «Прогулки по Эрмитажу», «Жизнь во дворце» - это и экскурсия по залам, и рассказ о сотрудниках музея, и о блокаде, и об экспонатах, о проблемах, о современном искусстве и необходимости знакомить посетителя в том числе и с тем, что сейчас происходит на ниве искусства. Музей это живой организм – не устаёт напоминать нам Пиотровский. Эрмитаж живёт в сегодняшнем дне, когда приходится договариваться и искать компромиссы со всеми – и с противниками современных течений, и с теми, кто призывает все музейные иконы вернуть церкви, и с теми, для кого античная статуя какого-нибудь Вакха и порнография – одно и то же, просто потому, что божественные олимпийцы и персонажи фильмов для взрослых позируют без исподнего. Сложно предъявить себя знатоком и критиком, допустим, ядерной физики, но в искусстве разбираются решительно все – и это воистину беда нашего времени, когда любой идиот, прикрываясь высокими нравственными смыслами, может настрочить в прокуратуру любую дикую кляузу и не факт, что того же Пиотровского не заставят с извинениями и реверансами натянуть кальсоны на Вакха со товарищи. «Права культуры могут не совпадать с правами человека» – утверждает Пиотровский – золотые слова!.. Видимо, это подвигло МП внести в Конституцию поправку о том, что государство обязано защищать культуру, поддерживать и охранять – кстати, я так и не разобралась, приняли её или нет.
Книга хорошо иллюстрирована (хотя для текста с такой тематикой всегда иллюстраций недостаточно) и написана великолепным языком и стилем.
Книгу можно взять в библиотеке им. Л.А. Гладиной
Комментариев нет:
Отправить комментарий