Сара Уотерс (1966 г.р.) – британская писательница. Сара выросла в простой семье (отец - инженер на заводе, мать – домохозяйка), где никто не был замечен в творческих исканиях - она стала первой среди домочадцев, кто получил высшее образование. Уотерс изучала английскую литературу в университете, причем в весьма своеобразном аспекте – диплом и диссертация Сары вращались в области, скажем так, специфической эротической тематики. Популярность ей принёс роман «Бархатные коготки» (1998), на ту же тему Сариных нетривиальных интересов. Уотерс неоднократно попадала в Букеровские шорт-листы, в том числе и с романом «Маленький незнакомец», но самого Букера вроде бы пока не получила. К достоинствам стиля стоит отнести всегда интригующий сюжет, хороший литературный язык и постоянную отсылку к английской классической литературе.
Вот и «Маленький незнакомец» (2009) вобрал в себя многие черты викторианского романа – английские поместья, вымирающий аристократический род в ветшающем родовом же замке, преданные слуги, семейный доктор и бонусом семейное привидение. Но «Незнакомец…» ни в коем случае не мистический роман, он гораздо глубже, неоднозначней и к тому же, имеет открытый финал.
Итак, послевоенная Англия. Родовое гнездо Айресов медленно, но верно разрушается, отсутствие постоянного дохода сделало невозможным ни содержать замок в более-менее жилом состоянии, ни самим немногочисленным хозяевам достойно выживать. Хандрес-Холл населяют: глава семьи, пожилая миссис Айрес, её дети – дочь Каролина, 26 лет и сын Родерик, 24 лет. Есть приходящая кухарка, дама в возрасте, и постоянная горничная, девочка-подросток Бетти. К этой Бетти однажды и вызывают местного практикующего врача Фарадея, от лица которого и пойдет повествование. С Бетти все утряслось, но доктор постепенно привязывается к этому странному семейству, и становится «другом дома», а впоследствии – женихом Каролины. Здесь все странные – и пожилая дама, застрявшая в прошлом великолепии Хандрес-Холла и прошлых несчастьях (умер муж, умерла маленькая дочь), Каролина, которая в округе слывёт невзрачной (слишком ширококостна для утонченной аристократки) старой (аж 26 лет!) девой, вернувшийся с войны инвалидом – не только в физическом, но и психологическом плане – Родерик. Каролина, которую семейство превратило в сиделку для брата, мается от собственной нереализованности, Родерик мучается от хозяйственных хлопот, совершенно бесполезных в данной ситуации и совершенно убийственных в смысле психологической нагрузки, миссис Айрис страдает, глядя, как изнывают её дети и рушится привычный мир… Эта общая атмосфера упадка будит какую-то потустороннюю силу, то ли реальную, то ли существующую только в нездоровом воображении постояльцев Хандрес-Холла. Старый дом словно пожирает своих насельников, не отпуская от себя (никому не приходит в голову продать к чертовой матери эту махину, пока она окончательно не развалилась), и не позволяя спокойно сосуществовать. Чем больше пытается Фарадей спасти и имение, и своих будущих родственников, тем хуже становится всем. Финал романа очень неоднозначный и, в общем-то, не очень понятно (мне, по крайней мере), что же, в сущности, происходило в замке и что конкретно случилось с Каролиной?.. Но читать было очень интересно, и стиль автора понравился, а мне, к тому же, попался хороший перевод. Роман однозначно понравится тем, кто любит романы Джулиана Феллоуза, Кейт Мортон и тому подобных летописцев английской аристократии.
Книгу, кстати, в 2018 экранизировали, сохранив и готическую атмосферу, и неоднозначный финал. Как написали в одном из отзывов – «Эта лента выглядит необычно даже на фоне всех прочих «странных» мистических триллеров и вариаций на тему готических испугов». Хотя, по тем же отзывам, книга намного круче фильма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий