Где властвует над нами Прозерпина.
Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,
И каждый час нам смертная година.
О. Мандельштам
Биографию современного писателя Секисова мы недавно упоминали, вкратце напомним – это сравнительно молодой писатель, неоднократно публиковавшихся в различных литературных журналах, как бумажных, так и сетевых, и автор нескольких книг. Секисов любим критиками, которые отмечают хороший авторский стиль и своеобразный юмор в его произведениях, по причине чего Антон часто попадает в различные премиальные листы. Сам автор тяготеет преимущественно к бессюжетному построению текста и жанру автофикшена. В этом же жанре написан и «Бог тревоги», по следам биографии самого Секисова.
…Как известно, художник должен быть беден и голоден – герой БТ, устав от отсутствия вдохновения, спровоцированного расслабленной сытой московской жизнью, решает переехать в Петербург, столицу болот, мрака, декаданса и макабра. Для полного погружения в упадническую атмосферу, Антон (герой здесь альтер-эго автора) ожидаемо селится не в Гранд-отеле, а в убитой коммуналке на задворках мрачной столицы.
…И потекли серые будни в городе-призраке. Ветхое жильё медленно рассыпается, в окна заглядывают извращенцы-соседи, на улице хмарь и хтонь, автор мается с зубами, завязывается унылый роман со стоматологиней, замученной бытом матерью-одиночкой, и возникает странное общение с сумасшедшим поклонником, который больше похож на беса, чем на человека… Антон бродит по оледенелым грязным улицам, перманентно напиваясь в занюханных барах, он наконец беден и голоден, но муза упорно его не посещает. Зато в столицу №2 из столицы №1 перманентно наезжают на литературные встречи с читателями более удачливые коллеги героя – сытые, холёные, окруженные роскошными окололитературными нимфами. Рисуясь и очаровывая, успешные москвичи читают со сцены свои опусы и срывают бурные аплодисменты; Антон жмётся в зрительном зале, никому не нужный и не интересный… Оба московских гостя, Цыпкин и Снегирёв, кстати, тоже реальные люди – интересно, как они отреагировали на то, какими глазами их видит коллега Секисов... И вот однажды Антон обнаруживает в сети свою страницу в Википедии и, не успев порадоваться неожиданной популярности, видит даты жизни и даже нечеткое фото собственной могилы. Ожидаемо герой пускается в поиски места своего упокоения и всю оставшуюся часть романа бродит по петербургским погостам, влипая в разные трагико-комические ситуации…
Сам Секисов большой любитель прогулок по кладбищам (даже есть для таких людей термин – «тафофил»), и поэтому вполне документальная книга «Зоны отдыха» читается как плавное продолжение «Бога тревоги» - по крайней мере, становятся вполне понятно, откуда автор брал некоторые сюжетные ходы для своего романа; более того – пара глав вообще полностью перекочевала из одной книги в другую. На удивление, «Зоны…», несмотря на свою загробную тематику, гораздо более оптимистическое чтение, чем «Бог тревоги». Чувствуется, что первая профессия Секисова – журналист, получилась такая качественная историко-этнографическая публицистика, в конце книги есть даже библиографический список. В общем, мне было интересно – и роман, и путеводитель понравились и, я думаю, понравятся многим, кто интересуется современной российской литературой.
Книгу «Бог тревоги» можно взять в центральной городской библиотеке и библиотеке имени Л.А. Гладиной
Комментариев нет:
Отправить комментарий